Инновационные проекты, исследовательская деятельность техническое моделирование
Ростовский областной центр технического творчества учащихся

Дизайн-проект 'Славный Сын Суздальской земли Д.М.Пожарский' (Выжигание)

                                                                                  ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР

 

ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ

СЕКЦИЯ «МОДА И ДИЗАЙН»

 

 

Дизайн-проект

Выжигание

«Славный Сын Суздальской земли Д.М.Пожарский»

 

 

 

 

Автор: Чугаева Дарья,

ЮФУ, ФТиП

Руководитель: Головина Людмила Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

ГБОУ ДОД РО ОЦТТУ

 
 

г. Ростов-на-Дону

2013 г

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 3

История . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Порядок работы при выжигании по дереву . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Приемы выжигания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Инструменты и материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Последовательность выполнения выжигания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

 

Введение

 

 
Актуальность моей темы состоит в патриотическом воспитаний .Меня очень интересует эта тема как будущего педагога , неравнодушного к судьбе своей родины.
Праздники- это прежде всего знаменательные даты страны, такие как день рождения нашего государства, День Победы на немецко-фашистскими захватчиками во второй мировой войне ,день Конституций. Это может быть день, особо отмечаемый традицией обычаем. Праздник необходим как воздух.
По мнению К.Д.Ушинского детство любого человека было бы тусклым и серым, если из него выбросить праздники. Если праздник это событие в жизни ребенка, то надо эту жизнь организовать умно, тщательно, думать над тем, чтобы ребенок развивался всесторонне.
Необходимо помнить, что вместе с праздником в каждый дом входит история нашей родины. Боевые, трудовые традиций народа наглядно предстают перед детьми в том случае, если мы рассказываем ему о том, как участвовали в жизни общества его деды, о различных человеческих судьбах и характерах, о гуманных поступках, проникнутых патриотизмом. Все это формирует моральный облик ребенка, воспитывает любовь к Родине, и её великому прошлому.
Мнения многих отечественных специалистов (Гордин,Л.Ю,Невский И.А,Газман О.С,Извекова.Н.А,и Латов.Н.В.) исследовавших педагогическую направленность праздников совпадают: общественно политические праздники развивают и поддерживают культуру, образ жизни, передают новым поколения идеи, нравственные принципы и духовные ценности. Тем самым они являются важнейшим средством идейно-политического воспитания ,прежде всего молодого поколения, утверждения в их сознании идеи патриотизма и интернационализма ,гордости за родину, готовность отдать все силы и умения делу процветания Родины.
Цель: выявить причины перевода даты 4 ноября из разряда дней воинской славы в разряд государственных праздников России.
Задачи: Проследить историю современных государственных праздников и дней воинской славы; изучить какие государственные документы являются основанием для объявления даты государственным праздником; изучить исторические события, которые легли в основу содержания праздника 4 ноября. Выполнение масштабного панно в технике выжигания с раскраской, и последовательность его выполнения .

 

История

 

Трудное время переживала Россия в конце 16- начале 17 веков. Разорение страны ,голод ,эпидемии ,усиление феодального гнета вызвали обострение классовой борьбы ,вылившейся в первую крестьянскую войну под руководством И. Болотникова.

Внутренними трудностями русского государства стремились воспользоваться иностранные державы и, прежде всего, польские и шведские феодалы, организовавшие военную интервенцию против России.

Основная часть русского боярства вступила в открытый союз с оккупантами ,предав интересы своей страны. В 1610 году интервенты захватили Москву, а также многие русские города ,в том числе Владимир и Суздаль. Россия оказалась на грани национальной катастрофы. Русский народ ответил на агрессию широкой национально-освободительной борьбой .В организаций отпора врагу большое мужество ,талант военного руководителя и пример бескорыстной любви к отечеству проявил уроженец Суздальской земли князь Дмитрий Михайлович Пожарский(1578-1642гг.).Пожарский принадлежал к старинному роду суздальских князей Стародубских – Пожарских .Был он ,по словам летописца: честным мужем ,кому за обычно ратное дело…и который во измене не явился .Не раз во главе русских отрядов вступал он в бой с польско-литовскими войсками .Так было в 1608 году под Коломной, в 1610 году под Зарайском . В марте 1611 г. Д. М.Пожарский с передовыми отрядами первого ополчения пришел на помощь жителям Москвы, восставшим против захватчиков. Тяжело раненного в боях Сретенке Д.М.Пожарского вывезли сначала в Троице - Сергеевский монастырь ,а потом в село Мугреево – его суздальскую родовую вотчину.

Осенью 1611 г. центром организаций общерусского отпора интервентам становиться Нижний Новгород .Здесь развернул энергичную деятельность великий русский патриот посадский староста Кузьма Минин, призвавший народ: «похотеть помочи Московскому государству…не пожалети животов своих ,да и не токмо животов своих, ино не пожалеть и дворы своих продавать и жены и дети закладывать»…

В конце октября 1611г. Пожарский прибыл в Нижний Новгород и вместе с Мининым возглавил народное ополчение, подготовку к освобождению занятых врагом русских земель и прежде всего Москвы .Отсюда ополчение в феврале 1612 года двинулось вдоль Волги на Ярославль - один из крупнейших после Москвы торгово-ремесленных городов, державших в своих руках пути к Архангельску ,в Сибирь и Поморье .В Ярославле создается, возглавляемое Пожарским и Мининым ,временное правительство , созывается земский собор «Совет всей Земли».

К июлю 1612г. ополчение выросло в большую ,организованную силу .В нем насчитывалось до 30 тысяч человек. К этому времени отряды, рассылаемые Д.М.Пожарским, очистили от интервентов почти всю территорию к востоку от Москвы.

В августе основные силы ополчения подошли к Москве, где развернулись решающие бои за освобождение русской столицы .В октябре Москва была полностью освобождена. Героическая борьба русского народа против иностранной интервенции увенчалась победой .После освобождения Москвы и избрания царем Михаила Романова Д.М.Пожарский получил чин боярина ,но был оттеснен на второстепенные роли: руководил одним из московских приказов, был воеводой в Можайске.

Д.М.Пожарский похоронен в городе Суздале на территорий Спасо-Евфимиевского монастыря в родовой усыпальнице князей Пожарских, над которой воздвигнут мемориальный комплекс (авторы –скульптор Н.А.Щербаков ,архитектор И.Г.Гунст).Перед стенами монастыря установлен памятник замечательному полководцу (автор –скульптор З.И.Азгур).

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет Россией выступил с предложением объявить 4 ноября Днем народного единства в память об окончаний Смуты начала 17 века. Эта идея была поддержана как думским комитетом, так и патриархом Московским и всея Алексием 2 .27 декабря данный законопроект был принят в третьем чтении .С этого момента День народного единства официально стал государственным праздником ,самым молодым из существующих в нашей стране.

Праздник, действительно приживался непросто. Ещё и потому, что календарно он пришел накануне важнейшей советской даты – 7 ноября день Октябрьской революций. Но и в том и дело, что революция 1917 года, как бы к ней не относились коммунисты и их противники, объективно разделила общества на «красных» и «белых» и стала прологом гражданской войны, события 4 ноября 1612 года, напротив, привели к преодолению общественного раскола и спасению государственности. И если судить по тому ,как День народного единства отмечают в последнюю пару лет, можно сказать, что для россиян, молодых и не очень все более ценна идеология единения, не размежевания .Можно стоять под разными политическими знаменами, но ощущать себя единой политической нацией. Ведь сила- в единстве. Если, конечно, хватает мудрости не путать его с единообразием.

 

Порядок работы при выжигании по дереву

 

Для выжигания необходимо, в первую очередь, подобрать подходящую древесину. Лучше всего для выжигания подходят: липа, береза, ольха, тополь, каштан. Эти породы достаточно мягкие, светлые и имеют более однородную структуру волокон. В качестве основы можно также использовать фанеру – она наиболее подходит для новичков благодаря своей дешевизне.

Перед выжиганием поверхность дерева обязательно обрабатывают: циклюют, зачищают наждачной шкуркой и при желании шлифуют порошком мела с водой. Древесина должна быть обязательно сухой перед началом выжигания. Далее на поверхность наносят необходимый узор. Это можно сделать при помощи обычной копировальной бумаги.

Кроме того, можно наклеить на основу папиросную бумагу с нанесенным на нее рисунком. По мере выжигания бумага удаляется. Такой способ предохраняет обрабатываемую поверхность от загрязнения.

Ручку выжигателя следует брать как обычный карандаш. С помощью регулятора температуры необходимо установить требуемую степень накала пера и можно приступать к работе. Определить готовность пера к работе можно по его цвету – цвет должен быть темно-красным.

Для получения тонких линий перо выжигателя следует вести быстро, для получения толстых – более медленно. Нельзя слишком сильно прижимать перо к поверхности древесины, слишком замедлять ход пера. По окончанию ведения линии перо следует быстрым движением оторвать от поверхности.

Выжигать следует одновременно несколько разных участков. Это необходимо для того, чтобы избежать появления промежуточных прожигов, которые образуются из-за сильного нагрева древесины при выжигании соседних участков узора. Поэтому необходимо возвращаться к выжиганию соседних участков лишь спустя некоторое время – чтобы древесина успела остыть.

Меняя наклон и накал пера, можно получить различные по толщине и цвету линии: от светло-коричневых до темных. Однако слишком обугленные края выжженной канавки говорят о слишком высокой температуре пера.

Законченную работу следует очень осторожно обработать мелкозернистой наждачной бумагой. После этого работу можно расписать акварельными, масляными или акриловыми красками, покрыть воском или лаком.

Приемы выжигания.

Выжигание по дереву - очень красивый и древний вид декоративно-прикладного искусства.

Выжигание по дереву – одно из популярнейших народных ремесел, глубоко связанное с традициями народного творчества. Зародилось искусство декоративного выжигания вместе с остальными видами декоративной обработки древесины: резьбой, точением, живописью по дереву. В наши дни выжигание используется и как самостоятельный прием декорирования деревянных изделий, и в сочетании с другими декоративными приемами. В древности люди накаляли металлические стержни или клейма и ими выжигали узоры, надписи и орнаменты на предметах интерьера.

Выжиганием можно получать очень красивые декоративные эффекты и оформлять таким образом мебель, всевозможные шкатулки, тарелки, разделочные доски, хлебницы и т.д. Кроме того, с помощью выжигания можно сделать великолепные сувениры, которые станут изюминкой дизайна.

Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции, будет ли это контурное или силуэтное изображение, на ровной дощечке или в объемном изделии. В зависимости от этого определяется и способ выжигания, плоский или углубленный, подбираются нужные штифты. Штифт нагревают до темно-красного цвета. Во время работы рука, держащая штифт, должна твердо опираться на стол.
Прежде чем браться за сложные орнаменты, нужно вначале овладеть общими приемами выжигания. Проделайте несколько подготовительных упражнений. Например, на небольшие дощечки нанесите несколько прямых и кривых линий различной ширины и глубины, потом займитесь штриховкой, нанося штрихи в разных направлениях, различной ширины и тона. Попробуйте освоить приемы выжигания фона в виде точек, затенений, глубокой выемки ножевидными штифтами и т.д. Тогда уже можно перейти к несложным рисункам.
Плоское выжигание
Плоское выжигание характерно тем, что изображение и фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается разнообразием контурных линий и затенений в виде штриха, точек и тому подобного.
Двигая штифт медленнее или быстрее, получают различные по ширине и глубине линии. Меняя накал штифта, придавая ему различный наклон, можно добиться глубоко насыщенных линий и едва заметных штрихов, при этом меняется и интенсивность окраски линии от темно-коричневого до светлых желтовато-коричневых тонов. Нельзя продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку. Если края выжженных канавок обуглены, то, видимо, движение штифта было слишком медленное или штифт не в меру перегрет. Надо уменьшить питающее напряжение или уменьшить подачу воздуха. Охладить наконечник штифта можно прикоснувшись им к мраморной плитке или подержав штифт некоторое время в вертикальном положении.
Выжигая кривые линии или точки, штифт держат перпендикулярно к поверхности доски, а при выжигании прямых линий - наклонно, как карандаш при рисовании. Если необходимо нажечь (затенить) сравнительно большой участок, сначала выжигают контур (абрис), а затем внутри него жгут широкой стороной штифта. При обработке фона можно пользоваться различными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины или, использую фигурные наконечники, покрыть поверхность квадратами, треугольниками и другими фигурами.
Глубокое выжигание.
При глубоком выжигании, применяя ножевидный штифт, получаем изображение, несколько отличающееся от плоского. Если в первом случае, как говорилось выше, изображение и фон находятся в одной плоскости, то при глубоком выжигании рисунок остается на уровне плоскости доски, а фон углубляется.
Работу выполняют следующим образом: вначале вокруг изображения выбирают две канавки, одна будет соприкасаться с фоном, другая - с рисунком, таким образом получится узкая кайма, облегающая границу рисунка. Далее приступают к углублению фона. Для этого пользуются широким ножевидным штифтом. Прикладывая его плашмя, выжигают, как бы срезая, кусочки древесины, стараясь, чтобы поверхность фона была гладкой, после чего подрезается (обжигается) оставшаяся кайма, и рисунок начинает выступать над поверхностью фона. Выбрав фон, переходят к окончательной отделке, пользуясь при этом небольшими ножевидными и обычными штифтами. Закончив обжиг рисунка, можно вновь вернуться к фону, придав ему желаемую фактуру.

 

Инструменты и материалы.

 

В работе мной были использованы:

  • Фанерный лист

  • Лобзик

  • Выжигатель

  • Гуашь

  • Краска акриловая

  • Лак мебельный

  • Бумага наждачная (№ 40, №100)

  • Набор кисточек различной толщины

  • Бумага копировальная

  • Карандаш

  • Ватман

  • Скотч

  • Деревянная палочка

  • Чистая сухая тряпка

Последовательность выполнения выжигания

 

Шаг 1.Выбираем сюжет будущей картины. Делаем эскиз, который поможет нам определить размеры и композицию.

 

Шаг 2. На листе фанеры отмечаем нужные размеры карандашом. Отпиливаем при помощи лобзика.

 

Шаг 3. Нам необходимо зашкурить всю поверхность наждачной бумагой. Для обработки больших неровностей используется грубая шкурка, например № 40.После нее на дереве остаются царапины, которые удаляются тонкой шкуркой, например, № 100.Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой.

 

Шаг 4. Переносим с помощью копировальной бумаги эскиз на подготовленную нами фанеру. Для удобства эскиз и копировальную бумагу закрепляем скотчем.

 

Шаг 5. Приступаем к выжиганию рисунка. Сначала выжигаем крупные детали, фигуры, а затем — более мелкие.

Шаг 6. При необходимости, зачищаем поверхность мелкозернистой наждачной бумагой. Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой.

 

 

Шаг 7.Раскрашиваем картину гуашью, смешивая необходимые цвета на палитре.

Шаг 8.Покрываем поверхность картины лаком. Лучше всего покрывать ее деревянной палочкой, сверху вниз, чтобы избежать потеков.

 

Шаг 9.После высыхания лака, зашкуриваем поверхность мелкой шкуркой, удаляя неровности. Протрем сухой чистой тряпкой. Покроем поверхность лаком повторно.

По необходимости повторяем шаг 8. Деревянные поверхности покрывать лаком можно до трех раз.

 

Заключение

Выжигание картины доставило мне огромное удовольствие. Она получилась очень красивой, выражающей мое отношение к исторической ценности подвига Дмитрия Пожарского.
1. Современному российскому обществу требуется идея единства. Для того чтобы наше государство оставалось могущественным нужно единение всего народа, всех граждан Россией.
2.В 1612 году в Московском государстве произошло важное событие –народ России сумел найти в себе силы для единения и отстоял независимость и государственность своей Родины. Состав второго ополчения был очень неоднородным ,но люди разных национальностей ,разных сословий и вероисповеданий объединились против врагов своей родины. Таким образом, события 1612 года гораздо больше ,чем военная победа над врагом ,это окончание смутного времени восстановления законного порядка престолонаследия ,возвращение государственности Россией.
3. День народного единства можно назвать новым «старым праздником «
У него есть исторические традиции. В дореволюционное время в царской Россией отмечали годовщины победы народа над интервентами в 1612 году .С 1995 году эта дата была включена в список Дней воинской славы.

Для своей работы я выбрала историческую тему, точнее — князя Дмитрия Пожарского, так как это один из самых выдающихся людей России.

Моя работа ещё раз подчеркивает необходимость серьёзного отношения к проблемам подрастающего поколения и поиска путей их решения.

Я считаю, что для решения проблемы подрастающего поколения нужно: Во-первых ,приобщить подростков к чтению книг по историй, для того чтобы повысить их интеллектуальный уровень;

Во-вторых, привлечь их к труду для того чтобы сделать их более ответственными и научить ценить деньги;

В-третьих, открыть доступные для всех кружки и клубы, для того чтобы подростки могли реализовывать свои способности;

В-четвертых, проводить социологические исследования ,для того чтобы видеть как изменяются духовные ориентиры подростков и направлять их по нужному пути.

В – пятых усилить ученые программы воспитательным эффектом;

 

Литература

 

  1.  «ПИРОГРАФИЯ или искусство выжигания по дереву», Сью Уолтерс, 2004 год

  2. «Выжигание по дереву», Панченко В.В.,2008 год

  3. «ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ: практическое руководство», Норма Грегори, 2001 год

  4. «Биографические сведения о князе Пожарскомъ», Малиновский А.Ф.,1817 год.

  5. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» Костомаров Н. И. , издание 2010 года.

 

Приложение

Иван Мартос. Памятник Минину и Пожарскому 1818 г

В.Нестеренко, картина «Клятва князя Пожарского»

Скотти. «Минин и Пожарский»

 

 

Москвитин Филипп. «Минин и Пожарский»