Инновационные проекты, исследовательская деятельность техническое моделирование
Ростовский областной центр технического творчества учащихся

Психологическая служба

Психологическая служба «Областного центра технического творчества учащихся»

Психологическая служба является частью системы образования, поэтому ее основные задачи и функции должны исходить из миссии системы образования. Декларируемые в ст. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании" принципы  гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности и адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников должны быть организационно обеспечены системой образования. Следовательно, миссия психологической службы заключается в обеспечении развивающего характера образования, т.е. создании психолого-педагогических условий  для успешного решения учащимся задач образования и развития.

В настоящее время дополнительное образование является неотъемлемой частью образовательной системы и его функциональное значение и специфика очень актуальны. Вопрос о дополнительном образовании — это вопрос о полноте образования, которое традиционная школа не может обеспечить самостоятельно; это вопрос о дополнительных образовательных ресурсах, обеспечивающих полноценное развитие базовых способностей растущего человека
В отличие от общего образования дополнительное образование является добровольным, сосредоточивается на личностных феноменах развития и исходит из субъективности и смысловой сферы ребенка.

Сфера дополнительного образования обладает уникальным потенциалом, позволяет хотя бы частично компенсировать утрачиваемую нами полноту человеческой общности, обратиться к ценностям, которые не зависят от курсов валют и биржевых акций, сберечь исконные культурные традиции и сделать их достоянием подрастающих поколений.

Учреждения дополнительного образования — это места встречи разных возрастных когорт (разных поколений), где старшие передают в дар младшим то, чем культурно и духовно богаты сами. Характерной особенностью является приобщение семей воспитанников к образовательным и творческим процессам, организации досуга детей.

Психологическая служба в системе дополнительного образования призвана задуматься о соотнесении обращенных к ней запросов с профессиональной спецификой и этическим кодексом, о соответствии персональной работы определенным ценностям и целям.

Главной целью деятельности психологической службы является обеспечение условий психологического здоровья детей.

Главная функция психологической службы образования — профессиональная забота о психологическом здоровье детей, оказание квалифицированной психологической помощи в переживании и организации решения проблемных ситуаций.

 

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПСИХОЛОГОВ

ЗАДАЧА КОДЕКСА

Целью Кодекса профессиональной этики психологов (КПЭП) является установление системы основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из принадлежности к профессии психолога. КПЭП должен служить авторитетным руководством для разрешения проблемных или конфликтных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности психологов.
Для ознакомления организаций, в которых работают психологи, с профессиональными и этическими обязательствами, налагаемыми на них профессией, необходима широкая информация о правилах КПЭП. Она послужит основанием для должной оценки роли психологов, что, в свою очередь, обеспечит им возможность выполнять свои служебные обязанности на высоком уровне, защищая их в то же время от требований, несовместимых с положениями КПЭП.
Члены Общества психологов обязуются в своей деятельности руководствоваться следующими правилами и инструкциями для надлежащего осуществления своей миссии.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ-ПСИХОЛОГУ

1. Специалистом-психологом является лицо, окончившее университет по специальности психология и в своей профессиональной деятельности, как научной, так и практической, использующее принципы и методы психологической науки.
2. Специалистами-психологами являются также лица, признаваемые таковыми действующими законами и инструкциями.
3. Психолог выполняет свои функции в рамках служебных обязанностей в государственной или общественной организации. Как частное лицо, он может выступать лишь в том случае, если его уполномочивает на это закон.

ОБЯЗАННОСТИ ПСИХОЛОГА

1. Деятельность психолога должна быть направлена на благо общества, в котором он живет и работает. В своей работе (научные исследования, практические приложения, устные или письменные сообщения) он должен руководствоваться положениями Кодекса и действующим законодательством.
2. Психолог должен отчетливо осознавать, что его деятельность во многих аспектах (образ жизни, социальное положение, развитие личности) влияет на людей, с которыми он соприкасается. Поэтому он обязан охранять интересы как этих лиц, так и общества в целом. В своей работе психолог должен уважать достоинство и права человека, гарантированные конституцией (или инструкциями и постановлениями, основывающимися на ней), равно как и право человека развивать и применять свои способности на благо общества.

ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНТНОСТИ

1. С целью оптимального использования достижений науки психолог должен быть в курсе достижений психологии в целом и его узкой специальности в частности и помогать в этом своим коллегам.
2. Психолог должен применять самые современные научные методы и способствовать применению их другими.
3. Психолог должен избегать субъективизма, препятствующего правильному суждению в отношении обследуемых и испытуемых, а также исключать любое возможное отрицательное воздействие на них, проистекающее из его поведения.
4. Психолог должен знать и учитывать границы собственной компетенции.
5. В интересах оптимального выполнения своей задачи психолог должен стремиться к сотрудничеству с другими психологами и с представителями смежных отраслей науки, в особенности учитывая ограниченность собственной, профессиональной и научной компетенции.
В случае если обследуемый находится на лечении, результаты которого могут измениться вследствие вмешательства психолога, последний может действовать только с согласия лечащего врача.
6. Психолог самостоятельно выбирает процедуры и методы обследования и выполняет распоряжения лишь специалистов, уполномоченных руководить им в профессиональном отношении. В сомнительных или спорных случаях психолог обязан проконсультироваться с экспертом в соответствующей области я объективно рассмотреть полученные рекомендации. 
7. Психолог обязан применительно к своей работе выполнять распоряжения администрации, если они не находятся в противоречии с законом, установленными принципами, методами и данными науки, а также возможностями и средствами, которыми он располагает.
8. В своей деятельности психолог всегда должен соблюдать принцип «не повреди». Это относится как к сообщениям, обращенным непосредственно к обследуемому, так и о нем. Психолог должен выражать свое мнение, устное или письменное, с осторожностью.
9. Психолог не должен разрешать неспециалистам проводить психологические процедуры (тесты, пользование инструментами обследования), позволять некомпетентным лицам выполнять психологические обследования. Если ему станут известны такие факты, он должен попытаться пресечь их сам в неофициальной форме, если же это не удастся, то сообщить о них в соответствующие инстанции.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧИХ УСЛОВИЙ

1. Психолог должен добиваться создания таких условий работы, которые способствовали бы оптимальному выполнению его функций. Он не должен мириться с условиями труда, неудовлетворительными с точки зрения его профессиональной деятельности или положений Кодекса.
2. Психолог не должен браться за выполнение задачи, невыполнимой с точки зрения современного состояния психологической науки и практики.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПСИХОЛОГА ОТНОСИТЕЛЬНО СЕКРЕТНОСТИ

1. Психолог обязан сохранять в тайне все сведения об обследуемых, полученные им в процессе профессионального контакта с ними (под обследуемыми понимаются все лица, подвергающиеся индивидуальным или групповым обследованиям, обращающиеся за советом или психологической помощью). Психолог должен хранить служебные секреты организаций, в которых он работает.
2. Психолог должен хранить профессиональную тайну, делая устные или письменные научные сообщения. Он должен следить за тем, чтобы конфиденциальные сведения не стали известны некомпетентным лицам, будь то через публикацию, отчет или лекцию, особенно строго соблюдая анонимность обследуемых.
3. Обязательство психолога хранить профессиональную тайну распространяется на всех сотрудников (участвующих в обследовании или обработке данных, а также проходящих практику), неизбежно получающих доступ к конфиденциальной информации. Психолог обязан предупредить их об этом в нужный момент и в соответствующей форме.
4. Если в силу необходимости защитить интересы общества или права гражданина конфиденциальные сведения должны быть сообщены другому лицу или в официальный орган, заинтересованная сторона должна быть поставлена об этом в известность. Во всех таких случаях в обязанность психолога входит выяснить, надежны ли в смысле хранения профессиональной тайны лица, получающие конфиденциальную информацию. При наличии серьезных сомнений психолог не должен привлекать таких лиц к сотрудничеству и предоставлять им доступ к секретным данным.
5. Обязательство хранить профессиональную тайну теряет силу, если положение закона обязывает психолога сообщить о полученной информации, или если закон освобождает его от хранения профессиональной тайны, или если обследуемый дает согласие на обнародование сведений о нем.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГА

1. Своей профессиональной деятельностью психолог должен утверждать авторитет своей науки.
2. Психолог должен пресекать любые профессиональные или непрофессиональные действия, могущие привести к освещению психологии в неблагоприятном свете как в социальном, так и в профессиональном отношении, отвергать необоснованные или чрезмерные требования к ней.
3. Психолог не должен позволять связывать свое имя с психологической работой, за которую он не может взять на себя ответственность.
4. В случаях использования средств массовой информации (выступление по радио, телевидению, в прессе) следует уделять особое внимание соблюдению всех положений Кодекса.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА В РОЛИ ЭКСПЕРТА

1. Психолог должен выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. В случаях, когда необходимы определение уголовной ответственности или защита, он выступает в качестве должностного лица.
2. Функции эксперта психолог должен выполнять со скрупулезной тщательностью и безотлагательно, помня, что его заключение необходимо для органов правосудия или государственной власти и играет важную роль в защите интересов общества и его граждан.

 

«Утверждаю»

Директор «ГБОУ ДОД РО  ОЦТТУ»
_______________________ Коц А.А.
1 сентября 2011 г.

                                                              

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ  ГБОУ ДОД РО  ОЦТТУ
.

I. Общие положения.

Структурное подразделение Центра «Психологическая служба» является составляющее частью Центра, занимает определенные помещения Центра, подчиняется режиму работы, установленному в Центре, находится в ведении директора Центра. На структурное подразделение распространяются правила внутреннего распорядка, общие требования к дисциплине труда. Структурное подразделение осуществляет свою деятельность в соответствии с Концепцией развития Центра, образовательной программой Центра. Деятельность структурного подразделения должна быть согласована с деятельностью других структурных подразделений и направлена на решение задач, поставленных перед педагогическим коллективом по обучению, воспитанию и развитию обучающихся. Формы организации работы, методы и средства выбираются в соответствии со спецификой основных направлений деятельности подразделения. Педагоги-психологи, работающие в структурном подразделении, являются членами педагогического коллектива, принимают участие в работе  Педагогического совета, Методического совета.

2. Цели и задачи.

Деятельность «Психологической службы» направлена на решение конкретных проблем, с которыми к ней обращаются учащиеся, их родители или педагогические работники. Главная цель «Психологической службы» — содействие психическому здоровью учащихся и педагогов, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, а также коррекция разного рода затруднений в ее развитии.

Задачи:
организация и проведение диагностической, консультативной и коррекционной работы с учащимися;
организация и проведение совместных комплексных исследований, консультаций и семинаров с педагогическими работниками, направленных на повышение педагогической компетентности педагогов и преодоление оторванности от реальной жизни;
определение перспективы развития службы и учреждения.

3. Состав структурного подразделения.

Педагогический коллектив службы формируется директором Центра из числа педагогов, имеющих соответствующую квалификацию, подтвержденную документами.

4. Материально-финансовое обеспечение.

Деятельность «Психологической службы» финансируется из бюджета в соответствии с утвержденным штатным расписанием.

5. Права и обязанности сотрудников «Психологической службы».

Сотрудники «Психологической службы» обязаны:
соблюдать технику безопасности во время работы;
выполнять требования санитарно-гигиенического режима;
предоставлять администрации перспективный план работы, осуществлять контроль  выполнения плана;
организовывать и проводить диагностическую, консультативную и коррекционную работу с учащимися;
организовывать и проводить исследования, консультации и семинары с педагогическими работниками; вести документацию в соответствии с требованиями;
соблюдать установленный режим работы;
вести систематическую работу по самообразованию и повышению профессионального уровня.
Сотрудники «Психологической службы» имеют право:
проводить научно-методическую работу;
проходить аттестацию в порядке, установленном Положением об аттестации руководящих и педагогических работников;
организовывать обмен опытом в рамках Центра, города, округа.

Положение о структурном подразделении Центра «Психологическая служба» может иметь приложения.