Инновационные проекты, исследовательская деятельность техническое моделирование
Ростовский областной центр технического творчества учащихся

Техника изготовления контурных моделей автомобилей на резиномоторах

 

  • Контурные модели автомобилей;
  • Модель бронеавтомобиля;
  • Модель грузового автомобиля АМО – Ф – 15;
  • Силуэтная модель бульдозера.

КОНТУРНЫЕ МОДЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ……………………………….2

МОДЕЛЬ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ………………………………………….6

МОДЕЛЬ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ АМО-Ф-15 …………………….8

СИЛУЭТНАЯ МОДЕЛЬ БУЛЬДОЗЕРА ………………………………….11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….14

 

                 КОНТУРНЫЕ МОДЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ

            Для постройки контурных моделей автомобилей нужны следующие материалы: фанера толщиной 3 – 4 мм, картон, жесть, стальная проволока диаметром 2 – 2,5 мм, клей ПВА и «Момент», припой, резиновая нить и эмалевые краски.

          Прежде всего все детали модели вычерчиваются в натуральную величину. Если нужно построить много одинаковых моделей, то чертёж переносится на кальку – он будет служить дольше.

        Лист фанеры зачищают мелкозернистой наждачной бумагой и накладывают на него копировальную бумагу, а сверху кнопками прикрепляют кальку с рабочим чертежом. Рисунок кузова автомобиля по длине должен быть размещён вдоль волокон верхнего слоя фанеры. Все линии чертежа аккуратно обводятся карандашом. Прямые линии нужно проводить, пользуясь линейкой, кривые – с помощью лекал, окружности – циркулем.

       Форму силуэта автомобиля можно выполнить также и по шаблону, сделанному из плотного картона.

       Контурную модель автомобиля изготовить нетрудно. Составные части этих моделей следующие: силуэт (контур) корпуса, колёса и резиномотор.

       Все детали, изображённые на чертежах, выпиливают лобзиком, а затем придают им обтекаемую форму, закруглив края надфилями и наждачной бумагой. Колёса нужно выпиливать особенно тщательно, чтобы модель лучше двигалась. В крайнем случае, колёса можно применить и уже изготовленные на заводе.

        Для придания модели более объемной формы верхнюю её часть, те кузов, склеивают из нескольких одинаковых деталей, наложенных одна на другую. После сборки кузов приклеивают к раме. Шипы должны плотно входить в гнёзда, вырезанные в раме.

      Затем приступают к изготовлению ходовой части модели. Две жестяные скобки П – образной формы служат подшипниками для осей, на которые насаживают колёса. Скобки прикрепляют к раме мелкими гвоздями, или приклеивают клеем, или прикручивают мелкими шурупами. Отверстия в скобках и колёсах сверлят дрелью. Для осей берут проволоку диаметром 2 – 2,5 мм. Очень удобно использовать для этого старые велосипедные спицы, вязальные спицы и др  .Свободный конец оси просовывают в отверстие подшипника, надевают пластмассовую шайбочку и насаживают колесо. Тоже делают и с другой стороны. Шайбочки надевают для того, чтобы не было продольного смещения оси и колёса не тёрлись о края рамы.

          Чтобы колёса не буксовали, на обода колёс наклеивают узкую полоску наждачной шкурки или надевают на колёса резиновые шины, вырезанные из старой велосипедной камеры.

           Ход модели проверяют на ровной поверхности стола. Колёса должны касаться поверхности стола и вращаться легко и ровно.

 

          Особый интерес представляет модель грузового автомобиля, где на раму с той же ходовой частью можно установить объёмный кузов в размерах натуральной величины модели.

          Далее на модель устанавливают резиномотор. Для изготовления резиномотора подходят резиновые нити или ленты с сечением различной формы. В продаже имеется специальная авиамодельная резинка в мотках, рыболовная резина, а также резина входящая в состав наборов с материалами для постройки различных резиномоторных моделей.

          Простейший резиномотор : один конец резины прикрепляется к гвоздику, вбитому в переднюю часть рамы, другой – к задней оси. Двигатель заводят движением задних колёс модели : при этом резина наматывается на заднюю ось.

 

 

 

МОДЕЛЬ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ

 

          Приступая к изготовлению модели  бронеавтомобиля, в первую очередь  определяют масштаб и габаритные размеры, а также материалы, из которых она будет сделана. Так, для изготовления крупных моделей желательно взять ДВП, водостойкую фанеру толщиной 2,5 – 4 мм, плотный картон или жесть; для малоразмерных – фанеру 1 – 2,5 мм, картон, тонкий листовой пластик. Отдельные детали можно выполнить из пенопласта типа ПВХ или ПС – 1.

          Работа разделяется на два этапа : изготовление шасси в сборе и бронекорпуса.

         Используя руководство по устройству грузового автомобиля, сделать балки переднего и заднего мостов. Раму шасси выпиливают из фанеры толщиной 4 -5 мм.

         Для малоразмерных моделей допускается применение готовых колес из наборов «Конструктор», для больших диски колёс и шины придётся делать самостоятельно.

          Перед изготовлением корпуса вырезать шаблоны и с их помощью разметить материал. Начинают с основных деталей корпуса и кузова: боковых панелей, листов крыши, передней и кормовой частей деталей бронекапота и др. После вырезки или выпиливания необходимо подогнать и обработать стыки. Предварительно прорезываются двери (или наклеиваются имитирующие их листы картона) и смотровые люки.

         Машина имеет полностью бронированную только кабину. Вооружение – пушка или пулемёт за коробчатым щитом большого размера в кузове. Там же , в боковых амбразурах, располагается пулемёт, который можно переставить с борта на борт. Ещё один пулемёт находится в кабине.

           Готовые детали склеиваются друг с другом. Окрашивать модель лучше в два этапа : после изготовления шасси и бронекорпуса загрунтовать и зашпаклевать их с последующей шлифовкой неровностей и нанесением первого слоя краски. Окончательную окраску неяркой зелёной «защитной» краской провести после сборки, проверки и устранения недоделок.

           Для окраски можно воспользоваться аэрографом или пульверизатором. С их помощью краску удаётся нанести равномерным слоем.

         Модель бронеавтомобиля можно дополнить деталями, имитирующими различные части корпуса модели : заклёпки бронекорпуса, ручки дверей и люков, подножки, лесенки и др. (заводские или собственного изготовления).

МОДЕЛЬ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ АМО –Ф – 15

             1 ноября 1924 года рабочие завода АМО (теперь завод имени  И.А. Лихачёва – ЗИЛ) собрали первый советский грузовой автомобиль             АМО –ф – 15.

            Предполагается построить масштабную модель  автомобиля          АМО – Ф -15. Модель не является точной копией прототипа. Некоторое изменение масштаба и отсутствие нескольких деталей допущены с целью упрощения изготовления модели.

           Работу по изготовлению модели начинают с кузова. Для работы потребуются следующие инструменты: лобзик с пилками, нож(резак),шило, плоскогубцы, напильники, надфили, наждачная бумага и др., а так же материалы : фанера 3 – 4 мм, ДВП, бруски и рейки, картон, толстый целлулоид и др.

          Изготовление кузова начинают с выпиливания днища и боковин кузова. Эти детали по всей длине имеют неглубокие риски, имитирующие стыки досок кузова.  На днище их 9,  на боковинах по 6. Риски наносятся острым ножом с помощью железной линейки. Затем из подкузовных брусьев собирается остов. После сборки подкузовные брусья и инструментальные ящики приклеиваются к днищу кузова. Теперь остаётся приклеить на боковины накладки. По длине кузова их 4 , по ширине – 2.

         Приступая к изготовлению кабины, обратить внимание на некоторые характерные особенности. На её задней стенке имеются риски, имитирующие стыки досок ( их 11), и решётка заднего окна. Решётку проще всего  изготовить из спичек. Для имитации радиатора можно использовать мелкую стальную, медную или латунную сетку, покрашенную в чёрный цвет.

         Рама наиболее трудоёмкая часть модели. Сначала склеивают между собой продольный и поперечный лонжероны, уголки и поддоны рамы. Затем собирается передняя часть рамы и задние рессоры. Для предотвращения перекоса осей, проушины для крепления передних и задних  колёс, задний мост и детали силовой передачи приклеиваются в последнюю очередь. Для изготовления карданного вала можно использовать обычные клеевые кисточки, а заднего моста – деталь, выточенную на токарном станке.

             Для склейки деталей модели используют клей ПВА и клей  «Момент». После сборки деталей и узлов начинается самая ответственная  часть работы над моделью – подготовка её к покраске. От неё зависит внешний вид модели.

            Все собранные детали зачищаются мелкой наждачной шкуркой. Щели, трещины тщательно шпаклюются нитрошпаклёвкой. Когда все детали отшпаклёваны и зачищены, приступают к их покраске.

               Первые 10 автомобилей были окрашены в ярко – красный цвет. В дальнейшем окраска грузовиков была зелёной, серой или бежевой.

               Распределение цвета такое : рама, подножка, приборная доска, рулевое управление, рычаги, решётка задней стенки кабины, крыша кабины и радиатор окрашиваются в чёрный цвет, всё остальное – в основной, например, тёмно – зелёный.

 

 

 

 

 

СИЛУЭТНАЯ МОДЕЛЬ БУЛЬДОЗЕРА

 

         Цель работы: ознакомить учащихся с устройством резономотора, рационально планировать работу, находить способы соединения деталей из различных материалов, развивать самостоятельность в практической работе и т.д.

 

         Материалы и инструменты: фанера, толстый картон, проволока, лобзик, резак, наждачная бумага, клей и т.д.

 

         Ход работы:

  1. Выпилить корпус и раму из фанеры.
  2. Определить размеры двух кронштейнов в зависимости от ширины рамы, разметить, вырезать и согнуть кронштейны из жести.
  3. Разметить выкройку отвала бульдозера, вырезать и согнуть ее.
  4. Продумать крепление кронштейнов  и отвала, укрепить их на раме.
  5. Изготовить колеса. Каждое склеить из 3 дисков: одного внутреннего    диам. 42 мм  и двух наружных диам.50 мм.
  6. С помощью проволочных осей (в работе можно использовать вязальные спицы) установить колеса на кронштейны. Гусеницы изготовить из тесьмы. Шов сделать по возможности гладким.
  7. Установить резиномотор. Резина должна обхватывать гвоздик передней части рамы, а концы ее следует привязать к задней оси.
  8. Укрепить корпус на раме при помощи шипов и прорезей.

 

Автор – составитель :

педагог дополнительного образования

кружков «Действующие модели»

Шеффер Геннадий Анатольевич

 

Список литературы:

 

  1. Горский В.А. «Техническое конструирование».М., изд. ДОСААФ, 1977.
  2. Гульянц Э.К. «Учите детей мастерить». М., Просвещение, 1980.
  3. Иванов Б.С. «Энциклопедия самоделок юного мастера». М., Молодая гвардия, 1992.
  4. Костенко В.И., Столяров Ю.С. «Модель и машина». М., Просвещение, 1982.
  5. Мартенссон А. «Начинаем мастерить из древесины». М., Просвещение, 1979.
  6. «Техническое моделирование» (сост.Марина З.).СПб, «Кристалл», 1997.
  7.  Эйдельс Л.М. «Техническая игрушка в трудовом воспитании детей». М., просвещение, 1982.

По материалам сайта http://www.edu.doal.ru/