Инновационные проекты, исследовательская деятельность техническое моделирование
Ростовский областной центр технического творчества учащихся

Итоги форума «Дополнительное образование детей в современных условиях» Москва, 28–29 мая 2015 г.

28–29 мая 2015 г. в Институте стратегии развития образования РАО прошёл Форум организаций общего и дополнительного образования, детских общественных организаций «Дополнительное образование детей в современных условиях». Цель форума - создание научно-образовательной сети инновационных площадок для развития дополнительного образования детей по направлениям: техническое творчество, краеведение и туризм, музейная педагогика, детские общественные организации.

В форуме приняли участие представители региональных органов управления образованием; руководители образовательных организаций общего образования и дополнительного образования детей (Центров детского и научно-технического творчества, Дворцов пионеров и школьников, образовательно-оздоровительных Центров, Центров детско-юношеского туризма и краеведения); сотрудники институтов повышения квалификации и учреждений высшего профессионального образования; представители учреждений науки, а также детских общественных организаций из 15 субъектов РФ: г. Москва, Белгородская, Кемеровская, Кировская, Московская, Нижегородская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Томская, Тульская, Челябинская области; Республика Крым, Республика Башкортостан, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, всего более 60 участников.

Участников форума приветствовали директор Института стратегии развития образования РАО Светлана Вениаминовна Иванова и заместитель директора по инновационной работе Михаил Лазаревич Пустыльник. В своих выступлениях они отметили важную воспитательную и развивающую роль дополнительное образование детей в современной системе образования, его ориентацию на индивидуальные особенности, потребности и интересы ребенка. Совместная научно-исследовательская, проектная и образовательная деятельность ФГБНУ «ИСРО РАО» и партнеров, объединенных в сеть инновационных площадок, будет основана на положениях Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1726-р от 04.09.2014, и направлена на разработку и реализацию эффективных стратегий развития организаций на базе традиционных и инновационных технологий и организационных форм.

На пленарных заседаниях и секциях форума заслушано более 30 докладов, в которых были отражены такие важные темы, как:

  • интеграция общего и дополнительного образования детей в системе нормативно-правового и методического обеспечения деятельности образовательных организаций (к.п.н., доцент Логвинова И.М.);

  • развитие технического творчества детей во взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования (д.п.н., профессор Горский В.А.);

  • организация инновационной и экспериментальной деятельности в образовательных организациях средствами туризма и краеведения (д.п.н., доцент Смирнов Д.В.);

  • социальное партнерство детских общественных объединений и учреждений дополнительного образования детей (д.п.н. Фришман И.И.);

  • инновационные формы развития дополнительного образования детей (Ханнанов А.Д.);

  • музейная педагогика в системе дополнительного образования (Иванова О.В.);

  • маркетинг образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей (д.п.н., профессор Казакевич В.М.).

Большой интерес вызвало выступление руководителя Центра дополнительного профессионального образования института И.М. Логвиновой, отметившей изменение правового статуса дополнительного образования, ставшего в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» самостоятельным видом образования. В этой связи механизмы интеграции общего и дополнительного образования должны быть разработаны в новом правовом поле. Содержательной основой интеграции должны стать Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

О необходимости возрождения детских общественных объединений убедительно говорила заместитель председателя Союза пионерских организаций – Федерации детских организаций Ирина Игоревна Фришман. По её мнению, деятельность таких объединений стимулирует социальную активность детей, это начальная ступень демократии, источник развития гражданского общества и творческого потенциала каждого человека.

Ярко и образно рассказал участникам форума об инновационных формах дополнительного образования детей, развивающих отечественные традиции обучения и воспитания в условиях информационного общества, директор АНО «Институт информационных технологий в образовании» Азат Дамирович Ханнанов. Влияние различных медиасред на жизнь современных детей и их родителей чрезвычайно велико, и для развития организаций необходимо научиться использовать этот потенциал. Создание привлекательного сетевого контента, использование социальных медиасред для управления репутацией, социального брендинга организаций – дополнительный ресурс их развития, увеличения контингента обучающихся.

На форуме в торжественной обстановке были вручены свидетельства трем новым инновационным площадкам Института: Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования детей «Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской» г. Челябинска – «Разработка и апробация модели интеграции общего и дополнительного образования как ресурса обновления муниципального образовательного пространства»; Международному союзу детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» – «Развитие социальной активности детей, форм участия детских общественных объединений в Национальной стратегии действий в интересах детей»; ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, филиал «Музей фресок Дионисия» – «Образовательная программа «Школа Дионисия». Согласно Положению об инновационной площадке ФГБНУ «ИСРО РАО», такие площадки создаются в целях совершенствования научно-педагогического, учебно-методического, организационного обеспечения дополнительного образования детей и внеурочной деятельности школьников, внедрения в педагогическую практику результатов фундаментальных и прикладных исследований Института, повышения квалификации, организации стажировок педагогических кадров.

Выступившие на заседаниях проектных мастерских и секций участники форума представили опыт работы своих организаций. Они рассказали о методике построения детских проектов в системе дополнительного образования детей (к.п.н. Семёнова Г.Ю., г. Москва), состоянии детского технического творчества и направлениях его развития (Лосицкий В.П., г. Москва; Макарова М.И., Московская обл.; Григорян В.К., г. Ростов-на-Дону; Курасова Н.Н., г. Томск; Андроник Т.Г., г. Сургут;), работе городского научного общества учащихся (Рождественская И.Н., г. Челябинск), проектной деятельности учащихся и студентов (к.п.н. Кононогова О.И., г. Ростов-на-Дону), работе «Малой академии наук “Искатель”» Республики Крым (Белякова И.В., г. Симферополь), региональном опыте развития детского туризма, краеведения, музейной педагогики (Горбунов Г.А., Нижний Новгород; Сидорова Н.О., Ильяшенко И.Е., Ковалев Д.В., Назаров В.И., Сарычева С.В., г. Москва; Киселев В.А., Юдина Т.С., г. Пушкино Московской обл.), региональном опыте экспериментальной работы в дополнительном образовании детей (Яковлев Д.Е., Московская обл.; Иванова О.Ю., г. Сургут), опыте работы региональных детских общественных организаций (Круглов В.В., Пилер В.Р., г. Москва; Дергаусова Н.Д., г. Белгород; Муравьева Л.А., г. Тольятти; Каширина М.М., г. Симферополь).

Участники форума поддержали предложение Института о создании сети инновационных площадок для развития дополнительного образования детей, обсудили и согласовали программы совместных проектов в сфере общего и дополнительного образования.

Тэги: