Инновационные проекты, исследовательская деятельность техническое моделирование
Ростовский областной центр технического творчества учащихся

Панно «Святой Георгий» - синтез иконописи и росписи по ткани

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ ДОД РО «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР
ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ»

Панно «Святой Георгий»

(синтез иконописи и росписи по ткани)

Автор:

Тупикова Юлия, ГБОУ ДОД РО ОЦТТУ

Научный руководитель:

Головина Людмила Геннадьевна,

педагог дополнительного образования, ГБОУ ДОД РО ОЦТТУ

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Обоснование темы 3

  2. История иконописи 4

  3. Горячий батик
    (Традиционная техника. История вопроса)
    8

  4. Святой Георгий 10

  5. История Московского герба 13

  6. Орден Святого Георгия 15

  7. Практическая работа 16

  8. Выводы 19

  9. Словарь терминов 20

  10. Литература 77

  11. Приложение 1. Эскизы 23

  12. Приложение 2. Изображения Святого Георгия 28

ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

Среди всех памятников старины памятники древнерусского искусства для нас особенно значительны. История, природа, характер каждого народа отражены в его искусстве; искусство древней Руси – это наша история, наша природа, наш характер, это наша Родина.

Моя работа над докладом началась с того, что меня заинтересовало, почему именно святой Георгий изображен на гербе нашей Родины.

И в ходе исследовательской работы я узнавала все более интересные подробности из нашей истории. Я открыла для себя многообразие, самобытность и красоту икон. И у меня возникла идея создания в технике батик работы по мотивам икон.

Я использовала стилизацию, для того чтобы показать древнюю живопись в новом, необычном для него художественном контексте. Для этого я использовала новую необычную для иконописи технологию, опираясь на старинные каноны иконописи.

Создание композиции требовало владение условным иконописным языком. Для воплощения замысла я выбрала четкие иконографические формулы, которые должны были вызвать у зрителя прямые ассоциации с оригиналом.

В художественном строе иконы значительны фольклорные мотивы: яркость, орнаментальность, элемент сказочности в трактовке легендарного события, когда витязь Георгий без усилий, играючи, побеждает дракона.

ИСТОРИЯ ИКОНОПИСИ

В Х-ХII вв. центром иконописи стала Византия. В начале XII в. был создан знаменитый шедевр – икона Владимирской богоматери, которая и ныне хранится в Третьяковской галерее. Византийский стиль оказал большое влияние на живопись Западной Европы, Древней Руси, южнославянских стран, Грузии, что связано с распространением христианства.

Наряду с московской школой в XIV-XV вв. расцветает иконопись в Новгороде, Пскове, Твери, Суздале и других городах.

Историческое рассмотрение иконописи помогает понять ее сущность. Иконописцы обычно не придумывали, не сочиняли свои сюжеты, как живописцы. Они следовали выработанному и утвержденному обычаем и церковными властями иконографическому типу. Этим объясняется то, что иконы на один сюжет, даже отдаленные веками, так похожи друг на друга. Считалось, что мастера обязаны следовать образцам, собранным в иконописных подлинниках, и могут проявить себя только в колорите.

XV век – время расцвета древнерусского искусства. Ведущим художественным центром в эту эпоху была Москва, с которой связано творчество великих мастеров Андрея Рублева и Дионисия.

Стилистические нормы московского искусства - четкость и простор композиционных построений, плавная ритмика в расстановке фигур, утонченность и красота силуэтов, сложные градации светлых цветовых оттенков, умиротворенность и доброжелательность образов - становятся достоянием других школ.

XV век можно считать золотым веком древнерусского искусства, а про-изведения московской школы - его классикой.

Древнерусское искусство развивалось в общем русле средневековой культуры. Оно так же, как и современное ему искусство Западной и Восточной Европы, оставалось церковным, культовым, преломило впечатления жизни через призму христианской мифологии и соблюдало установленную иконографию.

Однако древнерусское искусство не было ни ответвлением византийского, на аналогом западного; у него был свой путь. Можно назвать древнерусское искусство искусством эпически-былинного склада. В русском искусстве средних веков нет ни острого драматизма, характерного для готики, ни ее разнообразия композиций. Русское искусство более устойчиво в своей иконографии – как всякий эпос, оно дорожит целостностью старинного предания и бережно его охраняет, - и в нем больше спокойствия, ясности. Светлые начала, заложенные еще в эпоху Киевской Руси, оказались стойкими, прошли через века.

Если в готике образы святых и мучеников воплощают страдания и смуты настоящего, то в русском искусстве красной нитью проходит величавая народная сага, полная затаенных воспоминаний о славном прошлом, стойких надежд на победу добра, стремления к благообразию жизни.

Икона – такая же классическая форма средневекового искусства Руси, как для древней Греции – статуя, для Египта - рельеф, для Византии - мозаика.

Иконы писали на досках – липовых и сосновых. Доска покрывалась левкасом – тонким слоем гипса, на который наносились контуры рисунка. Краски иконописцев, растертые на яичном желтке, отличались яркостью и прочностью. Множество старых икон в более поздние времена были сверху записаны, очень часто на одной доске оказывалось несколько живописных слоев.

Когда уже в наше время реставраторы стали расчищать старые иконы, они увидели, что под этими верхними слоями находится прекрасная древняя живопись. Так был заново «открыт» св. Георгия (см. иллюстрации). Вот где вспоминаются строки Пушкина:

«Но краски чуждые с годами Спадают ветхой чешуей, -Созданье гения пред нами Сияет прежней красотой».

Древнерусская иконопись – действительно создание гения, коллективного многоликого гения народной традиции.

Ранние иконы были похожи на монументальные росписи, служили как бы их заменой. Они представляли фигуры в человеческий рост.

Потом иконы развиваются в особый жанр средневековой картины: это уже не только фигуры и лики святых, но и сюжетные изображения событий евангельской истории. Иконы рассказывают подробную повесть, как об обыденной жизни святого, так и о его испытаниях и подвигах. Каждая икона является самостоятельным, законченным в себе произведением.

Христианские святые на Руси, подобно языческим богам, «служили» людям в повседневных делах. Одни святые считались покровителями скота, другие - земледелия, третьи – торговли и базаров и т.д. В.Н.Лазарев говорит, что иконы с изображением святых «были живыми символами самых насущных интересов землепашца... Все эти образы святых были ему близкими и родными. Несмотря на их отвлеченность, они были полны, в его глазах, тем конкретным жизненным содержанием, которое позволяло ему воспринимать икону настолько эмоционально, что она казалась ему поэтической повестью о пережитом и перечувствованном».

«Житейская» поэзия иконы сливалась воедино с поэзией сказки. В иконе многое идет от русского сказочного фольклора, а может быть, было и обратное – сказочный фольклор имел одним из своих источников икону. Как не вспомнить Сивку Бурку вещую Каурку при виде крутошеих, легконогих коней, на которых как будто по воздуху – «пониже облака ходящего, повыше лесу стоячего» – скачут Борис и Глеб. Или как не узнать Змея Горыныча в крылатом звере, которого пронзает копьем Георгий. Постоянство сказочных эпитетов и сравнений, любимые цвета русских сказок - красный, золотой, белый, характерная «симметричность» сказочной композиции сродни цветовым и композиционным особенностям иконы.

Особенно ощутима фольклорность в ранних иконах новгородской школы, с их ярко-красными фонами, простыми цельными силуэтами.

В мире древнерусской иконы огромное значение имеет человеческое начало. Главный предмет иконописи – божество, но оно предстает в образе прекрасного, возвышенного человека. Глубокий гуманизм русской иконы также и в том, что все изображенное прошло через горнило отзывчивой человеческой души.

Иконопись – искусство символическое. В основе его лежит представление, согласно которому в мире решительно все – лишь оболочка, за которой скрывается, как ядро, высший смысл.

В старинных текстах перечисляются излюбленные краски наших иконописцев: охра, киноварь, бакан, багор, голубец, изумруд, но в действительности гамма красок древнерусской живописи более обширна. Наряду с чистыми, открытыми цветами было множество промежуточных, они различны по светосиле и насыщенности, среди них есть порой безымянные оттенки, которые невозможно обозначить словом, их может уловить только глаз человека. Краски светятся, сияют, звенят, поют и всем этим доставляют огромную радость. Иногда одним только цветом, к примеру красным плащом, развивающимся по ветру в иконе «Чудо Георгия о змие», воину дается глубокая характеристика.

Древнерусская иконопись – одно из крупнейших явлений мирового искусства, явление своеобразное, неповторимое, обладающее огромной художественной ценностью. Она порождена историческими условиями развития нашей страны. Но созданные ею ценности являются всеобщим достоянием. Для нас древнерусская иконопись представляет огромную ценность, в частности потому что многие ее художественные особенности были использованы в переосмысленном виде крупнейшими современными художниками (например, К.С. Петровым-Водкиным, В.А. Фаворским, П.Д. Кориным и др.).

Если вслушаться и вглядеться в мелодии, интонации, краски, ритмы русских художников нового времени пристально, как всматриваются в воды глубокого озера, то где-то на дне почудится зарево пожаров и звон колоколов, алый стяг Георгия и тихие взоры ангелов Рублева. И как бы потом не углублялось и не разливалось вширь озеро, это в нем всегда останется в глубине.

ГОРЯЧИЙ БАТИК

Традиционная техника. История вопроса.

Техника резервирования была известна во многих странах, начиная еще с Шумера. Сохранились египетские коптские ткани III-VIII веков с белым рисунком на синем и красном фоне.

Фрагмент древнейшей расписанной индийской ткани VIII века был найден в Центральной Азии. В той же технике выполнен представленный фрагмент ткани из Фостата. Роспись с помощью воска распространена на юге Индии. В последние несколько десятилетий батик начал развиваться и в других районах страны.

Методы горячего батика с древности использовали в Перу, Японии, Иране, Шри-Ланке, Китае, Армении, Азербайджане, африканских странах. Но первое место в искусстве горячего батика принадлежит Индонезии. Считают, что здесь батик начал развиваться в начале нашей эры.

Батики производят главным образом на острове Ява. Это традиционные ткани, которые используются как повседневная и праздничная одежда большинством населения Индонезии - причем и мужчинами и женщинами. Через Голландию в конце XIX - начале XX века индонезийский батик стал известен в Европе. В конце XIX века в Европе различными способами расписывали веера, ладанки, экраны, панно, обивки.

В России также существовала подобная техника. В XVI-XVII века она достигла совершенства. Для резерва использовали кроме воска глину, гречневый клейстер с квасцами. Рисунок наносили кистями. Если узор делали штампами, то ткань называлась выбойкой восковой. Окрашивали ткань погружением в индиго – этот процесс назывался кубовым крашением. Сохранившиеся русские набойки сделаны главным образом штампами и масляными красками без резерва. В дальнейшем ручную роспись заменило машинное производство.

Вновь появился горячий батик уже в советское время – в 1930 году, когда в Ленинграде была создана первая мастерская по росписи тканей. В отличие от известной в то время набивки горячий батик назвали «новым методом росписи». Упростив его, расписывали косынки, шарфы, шали.

В настоящее время горячий батик используется не только для одежды, но и для украшения интерьера в виде картин и даже больших панно, драпирующих стены.

 

СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ

Георгий Победоносец, Егорий Храбрый - в христианских преданиях воин-мученик, христианская житийная литература говорит о Георгии как о современнике римского императора Диоклетиана (284-305), уроженце восточной Малой Азии (Каппадокии) или сопредельных ливанско-палестинских земель, принадлежавшем к местной знати и дослужившемся до высокого военного чина; во время гонения на христиан его пытались принудить истязаниями к отречению от веры и в конце концов отрубили ему голову. Это ставит Георгия в один ряд с другими христианскими мучениками из военного сословия (Дмитрий Солунский, Федор Стралилат, Федор Тирон, Маврикий и др.), которые после превращения христианства в государственную религию стали рассматриваться как небесные покровители «христолюбивого воинства» и восприниматься как идеальные воины (хотя их подвиг связан с мужеством не на поле брани, а перед лицом палача).

Весенний праздник Георгия – 23 апреля, отмечался в восточноевропейском и ближневосточном ареалах как сезонный рубеж скотоводческого календаря: в этот день впервые выгоняли скот на пастбища, закалывали первого весеннего ягненка, пели особые песни. По-видимому, славянские народы перенесли на Георгия некоторые черты весенних божеств плодородия вроде Ярилы и Яровита, с чем, возможно, связаны варианты его имени типа Юрий, Юры, Юр, Еры. Русский крестьянин называл Георгия «загонщиком скота» и даже «скотным богом». Эта линия почитания Георгия перекрещивалась с воинской, княжески-рыцарской линией на мотиве особой связи Георгия с конями (в подвиге драконоборчества он обычно изображается как всадник).

Повествуется, что возле некоего языческого города было болото, в котором поселился змей-людоед; как всегда в таких случаях, ему выдавали на съедение юношей и девиц, пока черед или жребий не пошел до дочери правителя города. Когда она в слезах ожидает гибели, Георгий, проезжающий мимо и направляющийся к воде, чтобы напоить коня, узнает, что происходит, и ждет змея. Самый поединок переосмыслен: по молитве Георгий обессиливший и укрощенный змей (дракон) сам падает к ногам святого, и девица ведет его в город на поводке, «как послушного пса» (выражение из «Золотой легенды» итальянского агиографа Иакова Ворагинского, XIII в.). Увидев это зрелище, все горожане во главе с правителем готовы выслушать проповедь Георгия и принять крещение; Георгий сражает змея мечом и возвращает дочь отцу.

Тема драконоборчества вытесняет все другие мотивы иконографии Георгия, ложится в основу многочисленных произведений искусства. Интересное исключение представляют русские духовные стихи о «Егории Храбром», игнорирующие эту тему. В них Георгий оказывается сыном царицы Софии Премудрой, царствующей «во граде Иерусалиме», «на Святой Руси», его облик наделен сказочными чертами («Голова у Егория вся жемчужная, по всем Егорие часты звезды»); от «царища Демьянища», т.е. Диоклетиана, он терпит за веру заточение в подземной темнице в продолжение 30 лет (как это заточение «во глубок погреб», так и 30-летнее сидение богатыря - постоянные мотивы былин), затем чудесно выходит на свет и идет по Русской земле для утверждения на ней христианства. Трех своих сестер, коснеющих в язычестве, он видит заросшими коростой и волосами, дикими пастушками волчьей стаи; от воды крещения короста с них спадает, а волки, как и змеи, отходят под упорядочивающую власть Георгия. Все кончается богатырским поединком Георгия с «ца-рищем Демьянищем» и искоренением на Руси «басурманства».

Образ Георгия-змиеборца - один из самых популярных в раннехристианском, византийском и русском искусстве.

Почитание Святого Георгия как мученика началось уже в V веке. Около XI века появляется развернутый цикл чудес Святого Георгия. Самое популярное из них - «Чудо Георгия о змие», повествующее о чудесном избавлении от страшного чудовища. Наиболее раннее изображение данного сюжета встречается в X-XI веках. На Руси культ Святого Георгия широко распространился в XI в. при Ярославе Мудром. Особенную популярность получил в новгородском искусстве, где самое раннее изображение сцен жития Георгия относится к XII в. (фрески Георгиевской церкви в Старой Ладоге). В Новгороде и русской провинции Георгия почитали, прежде всего, как змиеборца, ассоциируя этот образ с древними народными представлениями о святых, побеждающий силы зла. Известны краткий (Георгий на коне и дракон) и более развернутый (Георгий, дракон, царевна, очевидцы чуда - родители царевны и др.) иконографические варианты. В русском искусстве XV-XVII вв. наиболее широко представлен развернутый вариант, когда на иконе иногда изображалась целая толпа очевидцев. Георгий на белом коне в развивающемся алом плаще, в доспехах, зеленой рубахе, алых сапогах. Черным копьем он пронзает змия, выходящего из морской пучины. Голову Георгия венчает золотой нимб. Справа башня, на верхней площадке которой четыре фигуры (царь, царевна и др.). Внизу в черном арочном проеме царевна, ведущая на поводке змия. Слева вверху на фоне темно-зеленой драпировки благословляющая десница. Одежды алые, темно-зеленый, зеленые, коричневые, с имитацией жемчуга белилами.

 

ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО ГЕРБА

По некоторым сведениям, впервые всадник на монетах и княжеских печатях появился при Дмитрии Донском или его сыновьях (конец XIV веках). Он изображался и с соколом, и с мечом, и с копьем. Но многолетие войны с врагами привели к утверждению в качестве символа воинского всадника с копьем.

Вначале он одним воспринимался как Святой Георгий Победоносец, освобождающий царевну Аи от змея, другими – как великий князь московский, борющийся со злом (в виде дракона). В официальных документов он долгое время именовался ездецом (всадником). При Иване III остается одно толкование – Георгий Победоносец, поражающий змея, небесный водитель, защитник отечества.

1730 г.

1781 г.

Современный герб г.Москвы

1856 г.

 

1883 г.

Петр I представлял этот герб для солидности намного более древним, утверждая, что изображение «Святого Егория» еще киевский князь Владимир дал одному из своих сыновей (Юрию Долгорукому), получившему от него во владение Владимиро-Суздальские земли.



Герб Московской области

 

В 1730 году изображение скачущего всадника на алом щите было утверждено как герб Москвы и с незначительными изменениями сохранялось до 1917 года. Согласно описанию, святой великомученик Георгий должен был выглядеть на гербе так: «в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряной тканью с золотой бахромою, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона, золотым, с осьмиконечным крестом наверху, копьем». С 1924 года гербом Москвы стал обелиск Свободы на фоне красной звезды, серпа и молота, зубчатого колеса и наковальни. Однако новый герб был мало известен и широкого распространения не получил. В начале 1990-х годов Москва возвратилась к прежнему гербу. В уставе города, принятом в 1995 году, закреплено, что гербом Москвы «является изображение на темно-красном геральдическом щите всадника - святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах, поражающего золотым копьем черного Змия».

 

ОРДЕН СВЯТОГО ГЕОРГИЯ

(военный орден Святого великомученика и Победоносца Георгия)

Когда вера в Святого Георгия как в помощника в бою с неверными распространилась во время крестовых походов в государствах Западной Европы, то вслед за тем явилась масса орденов и обществ, учрежденных в память великомученика. Они образовались почти во всех странах Европы: Италии, Германии, Бургундии, Голландии и др. Хотя все эти ордена и общества имели различные статусы, но общей чертой последних было обязательство вступающего (а впоследствии и жалуемого орденом) заслужить своими будущими подвигами «в подражание доблести великомученика», честь, оказанную ему принятием в орден. К середине XVIII в. в Западной Европе почти не было государства, которое среди своих орденов не имело бы и георгиевского. В России особый орден в честь святого Георгия для отличавшихся в военной службе учрежден Екатериной II 26 ноября 1769.г. для «награждения отличных военных подвигов и в поощрении в военном искусстве».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ТЕХНОЛОГИЯ ГОРЯЧЕГО БАТИКА

Займемся подготовкой резервирующего состава. Кладем кусочки парафина в металлическую банку, ставим ее в миску с водой и все вместе на электроплитку. Это называется паровая баня. После того, как парафин полностью расплавится, уменьшаем мощность плитки. В дальнейшем необходимо поддерживать постоянную температуру расплавленного парафина и подливать горячею воду в миску.

Заниматься батиком надо в проветриваемом помещение.

Будьте осторожны: если капля воска попадет в воду, брызги могут обжечь кожу, глаза.

Парафин входит в ткань и делает ее полупрозрачной. Результаты своей работы мы можем увидеть только после крашения и снятия резерва.

Кисти отмывать не нужно. В следующий раз мы их разогреем Вместе с парафином, они будут готовы к работе.

РАБОТА НАД ЭСКИЗОМ

Копируя икону XV века я допустила некоторые изменения в изображении. На эскизе не изображены холмы и другие фигуры. Черное пятно из которого выползает змей воспринимается как разорванная плоскость пространства, нарушение равновесия и гармонии.

В своей работе я стараюсь передать дух этой иконы, где на Георгии нет тяжёлых доспехов и шлема. Его копьё (являющееся осью картины) поражающее змея очень тонкое и хрупкое. Победа над змеем одержана только силою духа и верою в высшие силы.

ВЫПОЛНЕНИЕ БАТИКА В МАТЕРИАЛЕ

В начале делаем эскиз в виде контурного рисунка на плотной бумаге тушью. Затем увеличиваем до необходимого размера.

Эскиз подкладываем под ткань и закрепляем кнопками. Рисунок виден через ткань, и его легко обвести мягким карандашом.

  1. Рисунок, перенесенный на ткань, и закрепленный на подрамник готов к росписи. Закроем парафином те участки, которые будут белыми (лошадка).

  2. Покрываем ткань наиболее светлым красителем – светло-желтым.

  3. Высушиваем батик, т.к. на мокрую ткань воск не ложится.

  4. Покрываем резервом части рисунка, которые должны сохранить цвет первого красителя (нимб, грива лошадки, брюшко змея и рамка картины).

  5. Для второго крашения берем более темную (оранжевую) краску.

  6. Просушиваем батик.

  7. Закрываем участки, которые у нас останутся оранжевыми (туловище
    змея, доспехи и сбрую).

  8. Покрываем всю работу ярко-красным, алым цветом.

  9. Просушиваем батик.

  10. Закрываем парафином места, которые должны остаться активно-красными (плащ, и сапоги Георгия, а также крылья змея).

  11. Покрываем рисунок тёмно-красным цветом.

  12. Высушиваем.

  13. Для покрытия большой поверхности берём флейц – плоские кисти шири ной 2-3 см.

  14. Оставшиеся участки покрываем чёрным цветом.

  15. Когда весь рисунок уже покрыт воском, мы снимаем ткань с подрамника. Для того чтобы завершить работу и сделать декоративный эффект – кракелюры или кракле. Они образуются при крашении, когда краска заполняет трещинки, образовавшиеся в хрупком парафине.

Получаем кракле, комкая руками ткань. В процессе крашения в заломы обязательно войдет краситель.

Оставшихся парафин надо удалить.

Кладём на стол несколько газет, на них батик, а сверху ещё несколько газет. Гладим горячим утюгом, меняя газеты до тех пор, пока на них не перестанут проступать жирные пятна от парафина.

С помощью приема «кракле» я «состарила» картину для более полного восприятия ее как «всадника из глубины веков». Все старые иконы покрыты сетью «морщин» и я попыталась воспроизвести их в практике.

ВЫВОДЫ

Опираясь на традиционный иконографический метод и проведя по нему исследовательскую работу (по сюжетно-содержательной стороне) я решила использовать технологию горячего ботика для передачи иконописного изображения современными средствами.

Я пошла путем стилистического анализа, сопоставляя памятник русского искусства XV века с возможностями современных технологий.

Я хотела познать вопрос преемственности культурных традиций. Мне хотелось с помощью современных средств (технологий) пробудить интерес молодых художников к искусству этих столетий, к вопросам иконографии и преклонного искусства, к технологии рисования картин на ткани с помощью воска.

Продолжая начатую тему я хочу провести исследование с XV до ХVII вв. истории создания «Богоматерь Донская». Используя технологию горячего батика, т.к. я считаю, что работа «Святой Георгий» убедительно доказала возможность использования этой технологии для передачи самобытности и красоты иконографии.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Акцент - прием подчеркивания линий, тоном или цветом какого-либо выразительного предмета, детали изображения, на которые необходимо направить внимание зрителей.

Ахроматические цвета - белый, серый, черный различаются только по светлоте и лишены цветового тона.

Блик - элемент светотени, наиболее светлое место на освещенной поверхности предмета.

Гамма цветовая - цвета, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его цветового строя. Говорят: гамма холодных или теплых оттенков цвета.

Иконопись - писание икон, вид живописи, распространенной в средние века, посвященной религиозным сюжетам и темам.

Композиция - построение этюда или картины, согласование ее частей. Выбор наилучшей точки зрения, освещенности, определение формата, выявление композиционного центра. В композиции учитывают все: массы предметов и их силуэты, ритм, с которыми они размещены на полотне, перспектива, точка зрения.

Контраст - 1) резкое различие, противоположность двух величин: размера, цвета (светлого и темного, теплого и холодного, насыщенного и нейтрального), движения и т.д.; 2) контраст светлый и хроматический - явление, при котором воспринимаемое различие значительно больше, чем физическая основа. На светлом фоне цвет предмета кажется более темным, на темном - более светлым.

Локальный цвет - цвет, характерный для данного предмета (его окраска) и не претерпевший никаких изменений. В действительности так не бывает. Предметный цвет постоянно несколько изменяется под воздействием силы и цвета освещения, окружающей среды, пространственного удаления и называется он уже не локальный, а обусловленный.

Мозаика. Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. Мозаики набирали из кусочков цветного камня, смальты.

Орнамент (от латинского «орнаментуй» - украшение) - узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Основное назначение орнамента - украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму.

Портрет. К этому жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека. Каждый портрет передает индивидуальные, присущие только портретируемого черты. Искусство портрета требует, чтобы наряду с внешним сходством в облике человека отражались его духовные интересы, социальное положение, типические черты той эпохи, в которую он жил.

Скульптура. Римское слово означает «вырезать». Вид искусства, связанный с художественным воспроизведением действительности в объемно-пространственных формах. Скульптура может быть станковой (статуи, портреты, жанровые сцены), т.е. имеющей самостоятельное художественное значение, и монументальной (памятники, декоративная скульптура в садах и парках, рельефы на зданиях, мемориальные ансамбли).

Стиль художественный. Под художественным стилем понимают совокупность всех средств художественной выразительности, всех творческих приемов, которые в целом образуют определенную образную систему. Стиль как единая образная система основан на единстве идейного содержания, которое порождает единство всех элементов художественной формы, всех художественно-выразительных средств. Таким образом, слово «стиль» обозначает то видимое, ощутимое своеобразие, которое бросается в глаза прежде всего и по которому можно сразу определить отличие одного явления в искусстве от других.

Сюжет. В широком смысле – это предмет художественного изображения: сюжет портрета - внешний облик человека, в котором отражены его личные качества, пейзажа – конкретный «вид» природы, натюрморта - вещи, окружающие человека.

Темпера (от латинского глагола «темпера» - смешивать) - она представляет собой природную или синтетическую эмульсию. По составу эмульсии различают виды темперы: яичную, казеиново-масляную, поливинилацетиловую и др. В иконописи Древней Руси яичная темпера служила незаменимым материалом.

Этюд, эскиз. Этюд создается ради тщательного изучения натуры - ее формы, цвета, конструкции, взаимосвязи с окружающими предметами. В нем художник разрабатывает детали будущей картины, скульптуры, книжной иллюстрации.

 

Приложение 1

 

ЭСКИЗЫ

 

 

 

Приложение 2

 

ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ

 

НА ИКОНАХ





XVI век

XVI век (Греция)

 

 

 

 

 

 

Успенский собор Московского кремля

Георгиевский собор Нижнего Новгорода

 

 

 

 

Икона «Чудо Георгия о змие»

Церковь Георгия в Старой Ладоге

Третьяковская галерея

Церковь Кандида, Пафос

 







Государственный Русский музей
«Чудо Георгия о змие с житийными клеймами»

 

 

 

 

 

 

 

Начало ХII века

 

 

 

Начало ХIV века

Георгий Победоносец, пр.Илья, пр.Дмитрий
(XV век, Новгородская школа)

 







 

 

 

 

 

Иоанн Златоуст и Георгий Победоносец

Крымский Афон

Поволжье, VIII век

Настольная икона

Плакета, глина,
современная икона

Современная икона,
худ.Вознесенская Э.В.

 

НА ГЕРБАХ, ПЕЧАТЯХ И ЭМБЛЕМАХ

 

Герб Российской Федерации

 

 

Герб Москвы (1730 г., 1781 г., 1883 г.)

 

 




Печать

Полковой нагрудный знак 17-го гусарского Черниговского полка
(1805 г.)

Герб Вооруженных Сил

 

 

НА ОРДЕНАХ И МЕДАЛЯХ

 



 

 

Солдатские Георгиевские кресты (Полный бант)

Офицерский Георгиевский крест
и знак 1-й степени

 

 

Герои Отечественной войны 1812 года, полные георгиевские кавалеры

 




 

 

 

Фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1745-1813)

Генерал-фельдмаршал Иван Федорович Паскевич (1782-1856)

 

Генерал Дохтуров Дмитрий Сергеевич (1756-1816)

 

12 декабря 1812 года за «поражение и изгнание неприятеля из пределов России» Михаил Илларионович Кутузов уже в чине фельдмаршала получает высшую военную награду России — орден Святого Георгия 1-й степени — и становится не только кавалером всех русских и многих иностранных орденов, но и первым полным кавалером ордена Святого Георгия.

 

Георгиевская медаль «Борцам за Родину и свободу» (1917 г.)

 



1-й степени

2-й степени

 



3-й степени

4-й степени

 

 

Георгиевские медали «За храбрость»

 



Морской Георгиевский знамённый флаг –
награда за защиту Севастополя в Крымскую войну
(Музей Черноморского флота, Севастополь)

 

 

НА МОНЕТАХ И ЗНАКАХ ПОЧТОВОЙ ОПЛАТЫ

 

 

На старинных (1799 г.) …
и современных (1998-2004 г.г.) монетах

 

 

 

На почтовых марках

 

 

В АРХИТЕКТУРЕ

 

 



Барельеф Вроловских
(Спасских) ворот

Устюжский барельеф

 

 

Георгиевский зал Эрмитажа

 

Элементы декора Георгиевского зала (Эрмитаж)

 

 

Георгиевский зал Московского кремля

 

Георгий Победоносец на куполе в центре Манежной площади в Москве

 

 

СОБОРЫ И ХРАМЫ

 



 

 

Храм в Ендове

Храм в Купчино

 

 

 

 

Храм в Самаре

Храм на Поклонной горе

 

 

Храм на Псковской горке в Москве

Храм на Средней Рогатке

 



 

 

Церковь в Рыбинске

Часовня на Сапун-горе

 

 

 

 

За рубежом

Монастырь Святого Георгия Победоносца в Сирии (Аль Хумайра)

 

Бывшие …

 

Храм Георгия Победоносца, Шауляй, Литва (в настоящее время костёл)

 

Храм Георгия Победоносца в Вологде
(в настоящее время мебельная фабрика)

и новые …

 

Собор Святого Георгия в г.Ростове-на-Дону

 

Макет храма Святого Георгия Победоносца на Белорусском вокзале
в г.Москве (открыт в начале мая 2005 года)

 

НА ЮВЕЛИРНЫХ И ДЕКОРАТИВНЫХ ИЗДЕЛИЯХ

 

На блюде

 

 

Настольные скульптуры (Эрмитаж)

 

Яйцо Фаберже с Георгиевским крестом (Эрмитаж)

 

 




Ваза из сервиза ордена Георгия Победоносца (Эрмитаж)

Глина
(современный
декор)

 

Камея Георгий Победоносец (Ташкент, 1987 г., Мраморный оникс)

 



Панно
(дерево,
современный декор)

Современный
золотой кулон

Вышивка (шёлк, мулине)

 

 

В ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЕ

 

 

Бюст в Успенском монастыре

 

 



Памятник в Загребе

Памятник на Зарамагской ГЭС
(пущена в 2005 г.)

 

 



1994 г., холст, масло, худ.Мунтян

1996 г., худ.Семушин-Вятский

 

 



Георгий Победоносец Маршал Жуков
худ.Смолин А.М.

Натюрморт с Георгием Победоносцем
(масло, 1995 г.)

 

 

В ИМЕНАХ И СИМВОЛАХ

 

В прошлом …

 



Линкор «Георгий Победоносец»

Эскадренный броненосец Георгий Победоносец (Черноморский флот)

 

и в наши дни…

 



Подводная лодка
«Георгий Победоносец»
(Тихоокеанский флот)

Епископ Петропавловский Игнатий освящает подводную лодку
«Георгий Победоносец»

 

Примечание: Представленный нами перечень далеко не исчерпывает тему