Инновационные проекты, исследовательская деятельность техническое моделирование
Ростовский областной центр технического творчества учащихся

Дизайн-проект «Шиповник и нарциссы» (декупаж)

Автор: Гончарова Мария,

Ярославцева Ольга

ЮФУ, ФТиП

2 курс, 21 группа

Руководитель: Головина

Людмила Геннадьевна,

педагог дополнительного

образования

ГОУ ДОД ОЦТТУ

 

 

г. Ростов-на-Дону

2013 г

 

Оглавление

 

 

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . .  3

 

Историческая справка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

 

Материалы для декупажа  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

 

Инструменты и материалы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

 

Последовательность выполнения декупажа папок  . . . . . . . . . . . . . . . . 10

 

Последовательность выполнения декупажа подноса  . . . . . . . . . . . . . . 12

 

Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

 

Литература  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

 

Приложение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

 

 

Введение

В наше время невероятно развилась мода на вещи «ручной работы», на уникальные подарки, элементы интерьера и одежды.  Как-то просматривая в интернете сайт по рукоделию, мы натолкнулись на очень красиво оформленные изделия, выполненные в технике «декупаж». Для нас эта техника показалась очень занимательной.

Главная цель нашего проекта – изучить, попробовать новую для меня технику, понять ее главные достоинства и сложности.

Для этого нам придется ответить на ряд вопросов:

- Чем интересна техника «декупаж»?

- Почему именно этот вид рукоделия становится все популярнее?

- В чем заключаются ее основные достоинства?

- В чем сложность данной техники?

- Где можно ее использовать?

Наша гипотеза состоит в том, что вещи, выполненные своими руками, отдекорированные собственноручно, имеют свою изюминку и практическую пользу: развивают художественный вкус, позволяют свободно фантазировать и позволяют воплощать свои мечты с помощью разных техник. А техника «декупаж» не требует специальных художественных навыков, поэтому может быть использована для декорирования детьми в кружках, или в школе, на уроках технологии.

Во время работы над проектом, мы хотели узнать, сложна ли эта техника для понимания, много ли времени потребуется для выполнения работы.

Для своей работы мы выбрали комплект из двух деревянных папок и деревянный поднос, так как нам хотелось не только попробовать работать с деревянными поверхностями, но и с объемом, а так же с композиционным построением.

 

Историческая справка

Истоки декупажа восходят к раннему Средневековью. Слово decoupage французского происхождения, обозначает «вырезать». Следовательно, техника декупажа - техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов.

Такая техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII веке, именно они сделали тонкую красочную бумагу и стали украшать с ее помощью различные предметы.

Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели.
         В Европу эта интересный метод декорирования пришел в XVII-XVIII веках вместе с красивой лаковой китайской мебелью, когда там появилась мода на «Восток». Продавцы не могли удовлетворить огромный спрос, и  началось производство подделок. И техника декупажа распространилась по всей Европе. Развившееся течение ничем не уступало китайской технике.  Декупаж использовали в своих работах даже знаменитые художники, такие как Матисс и Пикассо. 

Пик увлечения этой техникой наступил в конце XVII века в Венеции, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты несколькими слоями лака.

Путём такой аппликации мебельщики имитировали дорогие восточные инкрустации, что было значительно дешевле, но пользовалось не меньшим спросом.

Декупаж был очень моден при дворе французского короля Людовика XVI. Мария Антуанетта и её придворные дамы использовали для украшения работы Ватто и Фрагонара, уничтоженные позднее во время Великой французской революции.

В Англии декупаж вошёл в обиход широких слоёв населения в Викторианскую эпоху, когда в большом количестве появились доступные листы с отпечатанными коллекциями для вырезания, и декупаж проник почти в каждый дом. Из Англии декупаж в качестве хобби проник в Америку, где был широко известен между Первой и Второй Мировыми войнами.

К середине XIX века это увлечение стало массовым. В основном для работ использовались сентиментальные мотивы в виде изображений цветов, пасторальных животных, фигурок и ангелочков.

Сейчас эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, солнечных часов, шкатулок, посуды, упаковок и т. д., а также при создании эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды и изготовлении модных аксессуаров.

В России всплеск интереса к декупажу начался приблизительно 3-4 года назад. Но до сих пор эта техника остаётся в нашей стране малоизвестной. Разнообразие материалов, появляющихся в магазинах, позволяет декорировать любую поверхность: свечи, керамику, ткань, дерево, металл и прочее. А использование различных техник, таких как золочение, состаривание, кракле, художественный декупаж, объёмный декупаж (с применением модельной

массы и других материалов) дают неограниченный простор фантазии. А сейчас, став популярным хобби, она получила вторую жизнь.

Декупаж – это аппликация,  но аппликация особенная  –  покрытая лаком, она выглядит, как роспись. Наверное, это самый легкий  способ добиться  потрясающего результата, создавая  уникальные, эффектные предметы своими руками.
 

Материалы для декупажа

 

Данная техника примечательна тем, что не требует от «новичка» особо дорогостоящих материалов — основными являются клей ПВА, поверхность для декорирования (лучше, на мой взгляд, начать с плоской), рисунок (на салфетке, распечатке, декупажной карте) и лак для защиты поверхности.

 

Для получения более интересного, более сложного результата используют:

 

  1. Материалы для грунтования
  • Грунт - готовый к применению материал. За счёт своих исключительных свойств по расширению и прилегаемости к поверхности основы обеспечивает высокое качество подготовки поверхностей для последующего декорирования. Обладает водоотталкивающими свойствами, надёжно закрывает поры и улучшает качество сцепления краски с основой.
  1. Декупажные клеи
  • Клеи для декупажа на водной основе

Готовый к применению клей на водной основе.. Прозрачен и бесцветен, обеспечивает хорошее прилегание и укладку бумаги на любом виде основы. После высыхания не поддается удалению.

  • Клей для декупажа по ткани на водной основе

Готовый к применению клей на водной основе, специально разработанный для наклеивания изображений на салфеточной бумаге на ткань. Он прозрачен и бесцветен, обеспечивает хорошее прилегание и укладку салфетки на ткани. После высыхания не поддаётся удалению.

  1. Материалы для техники кракелюра
  • Кракелюрый лак на водной основе

Рекомендуется для получения эффекта кракелюра во взаимодействии с глянцевым водяным лаком, глянцевым гелем (флаттинг) или же с глянцевым янтарным лаком из линии материалов Esprimo.

  • Кракелюрный грунт на водной основе

Материал на водной основе, рекомендуемый для работы по технике кракелюра. Приводит к растрескиванию непосредственно краски, которая наносится поверх этого грунта.

  1. Материалы для патины и старения
  • Жидкий битум на водной основе

Рекомендуется для придания эффекта патины и старения росписи. Кроме того, советуем применять для усиления эффекта трещин при работе по технике кракелюра.

  1. Материалы для объемного декупажа
  • Моделирующая паста Orla.

Подходит для лепки и моделирования декоративных элементов, цветов, миниатюр. Устоичива к намоканию. Высыхает на воздухе за 24 часа, можно покрывать лаком, имеет сходство с массами для "керамической флористики".

  • Гранулы для создания эффекта рельефа. 

Идеальны для создания эффекта рельефа. Смешиваются с пастой, акриловой краской или клеем. Быстро сохнут.

  1. Финишные лаки
  • Глянцевый лак на водной основе

Готовый к применению прозрачный глянцевый лак на водной основе придаёт нанесённому изображению яркий и светлый вид. Завершает отделку и защищает роспись от износа с течением времени.

  • Бархатистый водяной лак

Данный лак, особенно рекомендуемый для декупажа, образует на предметах приятную на ощупь бархатистую поверхность. После нанесения на роспись он высыхает за 4-6 часов, образуя прочную и матовую плёнку, которая ослабляет тона красок.

  • Стекловидный водный лак

Готовый к применению финишный водный лак. Может использоваться и на гибких основах, таких как кожа, кожзаменитель, на которых он образует хорошо растянутую плёнку большой толщины, блёстящую и светлую, устойчивую к влиянию атмосферных факторов и механическим воздействиям.

  • Глянцевый янтарный лак

Готовый к применению финишный прозрачный лак на растворителе, блестящий и осветляющий, придаёт росписи янтарный и состаренный вид. 
Завершает отделку и защищает роспись от воздействия времени.

Инструменты и материалы.

 

В работе нами были использованы:

  • Папки для журналов ,2 шт.
  • Поднос деревянный
  • Салфетки
  • Краска акриловая
  • Обои виниловые
  • Клей ПВА
  • Лак мебельный
  • Краска масляная
  • Масло льняное
  • Бумага наждачная (№ 40, №100)
  • Кисточка плоская
  • Ножницы
  • Канцелярский нож
  • Карандаш
  • Скотч
  • Деревянная палочка
  • Чистая сухая тряпка

 

Последовательность выполнения декупажа папок

 

Шаг 1.Нам необходимо зашкурить всю поверхность папок наждачной бумагой, включая кромку отверстий и торцов. Для обработки неровностей используется грубая шкурка, например № 40.После нее на дереве остаются царапины, которые удаляются тонкой шкуркой, например, № 100.

 

 

 

Шаг 2.Грунтуем поверхность папок оливково-зеленой масляной краской, разведенной художественным льняным маслом. Пользуйтесь плоской кисточкой и наносите масляную краску сначала снаружи, а через некоторое время, когда краска подсохла – и внутри.

 

Шаг 3. Выбираем обои, учитывая цвет папок, материал, из которого они сделаны и стилистику. Также следует учитывать вид и качество самих обоев – например, обои на бумажной основе (особенно низкого качества) легко рвутся, образовывают «морщинки» на поверхности, когда как виниловые создают фактурность и ровно ложатся. Вырезаем из обоев необходимые мотивы.

 

 

Шаг 4.Намечаем расположение мотивов. Для этого распределим вырезанные мотивы на одной из сторон папки, и обведем по контуру карандашом или временно их закрепим с помощью скотча. Лучше использовать малярный скотч – при отклеивании он не оставляет клейких следов.

 

Шаг 5.Наклеиваем мотивы. Для аккуратного нанесения клей ПВА чуть разведем водой, и нанесем его тонкой деревянной палочкой (можно использовать другой конец кисточки) на мотив,прижмем. Излишки сотрем сухой чистой тряпкой. Дадим высохнуть ПВА.

 

 

Шаг 6.Покрываем поверхность папок лаком. Лучше всего покрывать каждую сторону отдельно, деревянной палочкой, стараясь не дать лаку стечь на другую сторону (чтобы не было потеков).

 

Шаг 7.Зашкуриваем поверхность мелкой шкуркой, удаляя неровности. Протрем сухой чистой тряпкой. Покроем поверхность лаком повторно.

По необходимости повторяем шаг 7. Деревянные поверхности покрывать лаком можно до трех раз.

 

 

Последовательность выполнения декупажа подноса

 

Шаг 1.Нам необходимо зашкурить всю поверхность подноса наждачной бумагой, включая торцы. Для окончательной обработки неровностей используем тонкую шкурку (№ 100).

 

 

Шаг 2.Смешиваем акриловые краски, добиваясь нужного оттенка. Грунтуем поверхность подноса. Пользуйтесь плоской кисточкой и наносите краску сначала снаружи, а через некоторое время, когда краска подсохла – и внутри.

 

 

Шаг 3. Выбираем мотивы, учитывая цвет подноса и стилистику. При выборе также следует учитывать плотность салфеток и их структуру – меньше  «морщинок» дают более плотные, гладкие салфетки.

 

Шаг 4.Намечаем расположение мотивов. Для этого распределим вырезанные мотивы на одной из сторон подноса, и обведем по контуру карандашом.

 

 

Шаг 5.Наклеиваем мотивы. Клей ПВА разведем водой, и нанесем его плоской кисточкой на поднос. Аккуратно приложим салфетку, разгладим кисточкой все неровности от центра к краям, чтобы не оставалось пузырьков воздуха. Излишки сотрем сухой чистой тряпкой. Дадим высохнуть ПВА. При наклеивании салфеток следует действовать быстро и аккуратно – салфетки легко рвутся, а «морщинки» могут превратиться в складки.

 

Шаг 6.Покрываем поверхность подноса лаком. Лучше всего покрывать каждую сторону отдельно, деревянной палочкой, стараясь не дать лаку стечь на другую сторону (чтобы не было потеков). Покрываем сначала снаружи, а затем, после полного высыхания, и внутри.

 

Шаг 7.Зашкуриваем поверхность мелкой шкуркой, удаляя неровности. Протрем сухой чистой тряпкой. Покроем поверхность лаком повторно.

По необходимости повторяем шаг 7.Деревянные поверхности покрывать лаком можно до трех раз.

 

Заключение

Итак, декупаж - это вид прикладного творчества представляющий  собой технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения для защиты от внешних воздействий.

Эта техника интересна тем, что ей можно оформить практически все, что подскажет нам наша фантазия: дерево, картон, металл, терракоту, керамику, стекло, пластмассу, штукатурку… Миллионы людей по всему миру с упоением режут бумагу и обклеивают ею практически любые предметы.

        Доступность и простота метода привлекают в ряды декупажа все новых и новых мастеров. Действительно, для того чтобы сделать самую простую работу, не нужны художественные умения - достаточно рисунка на тонкой бумаге, клея и лака. Потренировавшись на мелких предметах, можно переходить к более крупным работам. Для творчества не существует границ.

Техника декупажа не представляет особой сложности  в   выполнении,    но требует внимательности, аккуратности, знания композиции и умения подобрать цвет.  И действительно, вырезать мотивы из обоев и салфеток, размещать их по поверхности  – все это требует концентрации и точности, особенно это касается переходов между папками и переходов во внутренних сторонахах подноса. Но все трудности в изготовлении были сразу забыты, увидев, что все у нас получилось.

Украшение папок и подноса доставило нам огромное удовольствие. Они получились очень красивыми и оригинальными.

На наш взгляд, эту технику можно использовать и в школе, на уроках технологии, в кружках, потому что она развивает необходимые навыки, оригинальна, не требует много времени,да и вещи, обработанные в этой технике, получают шанс на новую жизнь.

Литература

 

  1. Вешкина Ольга «Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества», 2008 год
  2. Климова О.М. «Декупаж. Практическое руководство», 2008 год
  3.  Журнал «Деко» № 34

Черутти П.Н. «Практическое искусство.Декупаж»,2007 год

Приложение

(примеры работ в технике декупажа)