Инновационные проекты, исследовательская деятельность техническое моделирование
Ростовский областной центр технического творчества учащихся

Летающая модель самолёта (Таганрог)

 


HiMAT-800-v1.cdr (51.27 КБ)
HiMAT-800-v1.dwg (224.48 КБ)


Данная необычная модель спроектирована для показательных полетов. Летные характеристики модели позволяют использовать её для обучения и тренировок. Убирающиеся шасси — во многих случаях излишество, для учебной модели можно обойтись фиксированным или вообще не устанавливать.
Изготовление модели начинается с крыла. У меня использован композитный лонжерон, состоящий из бальзовой сердцевины удельным весом 0.2 грамма/кубический сантиметр и двух слоев однонаправленного угля толщиной 0.17 мм с двух сторон. Основной лонжерон состыкован по центру с помощью двух углепластиковых накладок. К этому же узлу крепится шпангоут, на котором размещены основные стойки шасси. Подкос по задней кромке центроплана — аналогичной конструкции, только уголь в один слой. Для снижения трудоемкости допустимо использовать готовые углепластиковые трубки или пруточки. Заготовки из пенопласта клеятся к лонжерону и подкосу полимерным клеем для потолочных панелей типа «Титан» или аналогичным.
Фюзеляж собирается прямо на крыле. Вначале устанавливаюся боковые пластины, моторама и силовой шпангоут под крепление стабилизатора — носовой стойки шасси. Далее собирается носовая часть и съемные капоты. Основа стабилизатора — углепластиковая трубочка наружным диаметром 3 мм. Трубочка вращается в подшипниках, изготовленных из древесины.
Кили имеют композитные лонжероны. Скорее всего, можно обойтись без этого излишества.
Система уборки шасси спроектирована таким образом, что в выпущенном положении нагрузка на рулилку почти не передается. Стойки шасси изготовлены из стальной проволоки диаметром 1.5 мм. Стойка шасси и рычаг, к которому крепятся тяги уборки — одна деталь. Стойка вращается в подшипнике, изготовленном из твердой древесины. Все три стойки соединены бальзовой Y-образной тягой 8х8 в единый механизм. Серво для уборки шасси — какая-то Turnigy с металлическим редуктором массой 27 грамм.
Система управления — стандартная для летательных аппаратов такой схемы. Вполне достаточно — обычные элероны и цельноповоротный стабилизатор. Рулилки — любые по 8-12 грамм массой. Если хотите достигнуть минимальной скорости на посадке — элероны можно использовать в режиме флапперонов. При отклонении элеронов на 15 градусов вниз одновременно стабилизатор надо перестроить вверх приблизительно на 15 градусов.
Мотор типоразмера 28-05 массой порядка 20 грамм работает с винтом 8х4 от 3-баночного аккумулятора емкостью 800 мА.
Центр тяжести — по вкусу. Хочется более устойчивую модель — двигайте вперед. Если надо достичь маневренности и минимальной скорости на посадке — тогда назад.
Масса модели без аккумулятора — 270 грамм.

Кучерявенко Сергей, педагог высшей категории.