Инновационные проекты, исследовательская деятельность техническое моделирование
Ростовский областной центр технического творчества учащихся

Изготовление корпуса модели яхты в домашних условиях

Автор - педагог дополнительного образования 1 категории, сотрудник ДТДиМ (г.Ростов-на-Дону) и ОЦТТУ мастер спорта СССР по судомоделизму Тимко Дмитрий Викторович


Email: Димитрий <famsidimasi@gmail.com>

 

Изготовление корпуса модели яхты в домашних условиях

14.04.2016;

из клея КС и марли

 

Для изготовления данной модели яхты необходимо использовать порядка 10 слоёв обычной марли. Если это марля высокой плотности, то хватает и 8-ми слоёв.

 

Использование болванки для изготовления корпуса модели яхты

 

В примере для этой статьи болванка сделана из плотного пенопласта.

Но в качестве болванки можно использовать и покупную пластмассовую модель или сделанную из дерева или другого подручного материала.

Для того, что бы корпус не прилипал к болванке, на неё натягивается плёнка, которая служит разделительным слоем.

Это тонкая прозрачная полиэтиленовая плёнка, для заворачивания продуктов, так называемая, «пищевая», клейкая с одной стороны.

Она легко натягивается и даже не требует термической обработки, чтобы плотно прилипнуть. Маленькие складки под слоем марли скроются и будут не заметны.

На болванке предусмотрен захват - кусочек дерева или даже металлический уголок на шурупах для зажима в тиски, чтобы не держать болванку в руках.

Болванка зажимается в настольные тиски.

На этой фотографии мальчик оглаживает плёнку, стараясь убрать складки. В районе палубы, снизу болванки, слои плёнки между собой слипаются, так как это кулинарная плёнка, с одной липкой поверхностью. Соединение можно подстраховать скотчем.

Тиски стоит прикрыть полиэтиленовой плёнкой, чтобы защитить их от загрязнения клеем.

На этом этапе поверх болванки плёнка уже натянута. Далее необходимо наложить 2-3 слоя марли. Накладывают марлю, подворачивают под низ и для того, что бы она не съезжала, не соскакивала. Снизу марля завязывается узелками. Нет необходимости фиксировать степлером. Хотя можно использовать прищепки.

В дальнейшем надо её разгладить и подвязать снизу.

Таким образом делается три слоя, так как каждый слой очень тонкий и первые три слоя марли глубоко пропитываются ещё не затвердевшим клеем КС.

Клей используется типа «КС».

Клей бывает разных производителей. Разницы между ними особой нет, как правило.

Для нанесения клея используется плоская кисточка — 10-15 мм шириной.

Клей КС не надо разводить, он готов к употреблению и находится в консистенции жидкой сметаны.

Нанесение клея на натянутую марлю производится киисточкой. Далее надо "продавить" клей - постараться, чтобы он глубоко пропитал марлю.

Чтобы избежать смещений марли, в начале необходимо держать модель за не промазанную часть и промазывать её сначала вдоль киля, а потом вдоль правого борта и вдоль левого, стараясь идти равномерно — чередуя обработку левого борта и правого.

Обратите внимаение на то, что марля даже завязанная на болванке всё равно может тянуться.

Потом следует надеть следующий слой марли, который так же натягивается снизу.

В дальнейшем эту операцию надо повторить для нескольких слоёв марли. Количество слоёв зависит от того какой слой клея уже нанесён.

И так наносится 2-3 слоя.

Клей пропитывается сквозь новые слои марли, после этого проводится продавливание, обжимание ладонями.

На этом фото заметно, что те места, которые продавлены, они темнее — там проступает клей.

Процедура продавливания делается падьцами рук.

Рекомендуется использовать одноразовые перчатки, хотя клей не токсичен и смывается с рук простой струёй воды.

И так надо повторять эти операции, пока все 10 слоёв не будут нанесены. Очень важно не просто нанести слои марли, а именно обжать, чтобы все слои марли слиплись между собой.

После этого корпус сохнет на болванке. Теоретически, по паспорту, клей сохнет четверо суток, но в реальности на второй день, после 24 часов надо обрезать края марли вдоль палубы.

После этого можно сдёрнуть корпус с болванки. Через 24 часа корпус уже достаточно трвёрдый, но всё ещё эластичный. Поэтому мы его сдёргиваем с болванки, вынимаем разделительную плёнку и опять одеваем на болванку — уже без плёнки.

Это делается для того, что бы ещё пару дней корпус высыхал именно на болванке, что бы обезопасить его от «игры», от люфта, от искривления. Корпус будет немножко сжиматься, давать усадку.

Почему мы выдёргиваем плёнку? Потому что плёнка снизу не даёт испаряться влаге. Никаких особых специальных отверстий в болванке делать не надо. Для прохода воздуха и обеспечения процесса испарения вполне достаточно того зазора, который будет между корпусом и болванкой после удаления плёнки.

Если модель держать на батарее, то через 2 дня с ней вполне можно работать дальше.

К этому времени ребёнок уже выпилил палубу из фанеры, которая вклеивается в корпус тем же клеем КС.

 

Следующий этап — вставляется киль

В  днище корпуса делается надрезка для уже выпиленного киля.

Этим же клеем "КС" обрабатывается пропил в корпусе и киль вставляется в пропил.

Прежде чем работать с корпусом палуба приводится в порядок. Далее уже начинаются отделочные работы, то есть, в первую очередь зачищается палуба

от следов клея, покрывается шпоном «на утюг». То есть можно после приклеивания шпона на палубу постепенно прогреть её утюгом, прижимая утюг к шпону.

Палуба лакируется тонированным акриловым лаком, закрывается защитным слоем малярного скотча, что бы при окраске корпуса не испачкать палубу.

Дальше начинается работа с корпусом — шпаклёвка, шлифовка, шпаклёвка, шлифовка, грунтовка, покраска. Работа с мачтами, реями и пр.

Надо использовать шпаклёвку водоэмульсионную — сторительно-фасадную. Берём краску - водоэмульсионку фасадную. Загущаем водоэмульсионку до консистенции очень густой сметаны. И обычной кисточкой закрашиваем корпус — несколько слоёв.

Несколько слоёв с промежуточным высыханием и шлифовкой.

Так же, как натирали палубу лаком, так же надо натирать и корпус.

Натираем тонким слоем, не кисточкой, а кусочком материала. В качестве материала тут подходит «тряпка для полов» - то есть нетканый материал. Пропитываем кусочек этой материи и натираем — наносим очень тонким слоем. Слой быстро высыхает за 3-5 минут.

И так наносим следующий слой. Потом ещё слои. Всего наносим 3-4 слоя. Это обеспечивает достаточную водонепронецаемость. Акриловый лак достаточно быстро сохнет.

Кисточку лучше не использовать, так как от этого могут появиться разводы. Лучше вместо этого натирать пропитанной тканью.

После этого корпус полируем, и он готов к финальной покраске.

Её можно делать аэрозольными балончиками.


Прежде чем спускать модель на воду наливаем внутрь немного пропитки «аквастоп», чтобы вода не попортила корпус. Можно это сделать и тем же акриловым лаком, но другого цвета. Налить немного внутрь и поболтать, чтобы он проник везде, во все возможные щелочки.

И вот корпус модели яхты готов!

Технология прошла опробацию в объединении "Моделист - Конструктор" Дворца Творчества Детей и Молодежи, г Ростов-на-Дону.